По реке Судогда (2015)

ДанныеКартаОписаниеФотографииВидео
Дата похода: 11 – 14 июня 2015 года.

Маршрут: автомобильный мост (Семеновка – Губцево) – Лаврово ~ 55 км.

Заброска/Выброска: Личный автотранспорт.

Раскладка: В соответствии с “нашей” стандартной (+/-).

Расходы:

Автостоянка, такси – 1500 руб.

Бензин                       – 3000 (500 руб с участника)

Питание                     – 8680 руб

ИТОГО:                     – 13 180 руб (2197 руб с участника)

Техническое обеспечение:

  1. Бензопила                                                         – 1 (Гудымов)
  2. Топор                                                                 – 1 (Соловьев)
  3. Костровое (набор)                                           – 1 (Общ)
  4.  Каны (7 л, 5 л, 3 л)                                          – 3 (Общ)
  5. Ремнабор                                                            – 1 (Соловьев)
  6. Аптечка                                                               – 1 (Гудымов)
  7. Лопатка саперная                                            – 1 (Критский)
  8. Фото, видео аппаратура                                 – 1 (Гудымов)
  9. Вода питьевая                                                   – 20 л (Завхоз)

Участники:

1 экипаж

Sudogda-2015 t5
Капитан, бензопилист, фотограф – Гудымов В.

 

Sudogda-2015 t2
Матрос, завхоз, видеооператор – Митичкина В.

2 экипаж

Sudogda-2015 t3
Капитан, реммастер, наше ВСЁ – Соловьев А.
Sudogda-2015 t4
Матрос, эколог, дровосек – Бородачев И.

3 экипаж

Sudogda-2015 t6
Капитан, навигатор, дровосек – Критский С.
Sudogda-2015 t1
Матрос, костровая, медбрат – Критская М.

Судогда – правый приток реки Клязьмы протекающий по Владимирской  области. В том году мы собирались пройти этим маршрутом, но испугались малой воды. В описаниях говорится, что идти от Губцево надо в половодье, поэтому мы поменяли маршут и прошли от Лаврово до Клязьмы. Река нам очень понравилась. Чистая, крассивая, малозаселенная и поэтому мы решили в этом году обязательно пройти её верховья от Губцево до Лаврово.

Прохождение маршрута:

Как обычно, собиралось в поход народа несколько больше, чем в итоге пошло. У троих из девяти в последний момент нарисовались житейские проблемы, которые надо было решать в эти праздничные дни. Значит идем вшестером на трех двухместных байдарках «Таймень». Вполне рабочий вариант. Добираться решили на личном автотранспорте, что, как показал опыт предыдуших походов, и удобнее и дешевле, чем найм миниавтобуса типа «Газель»

День первый (11 июня)

8-30 Утром втроем собираемся на работе у проходной. Моя машина (Крайслер Таун энд Кантри), которую я взял на время похода у сына, еще с вечера загружена нашими вещами. Заезжаем за Валентиной и выдвигаемся на Горьковское шоссе, где, в районе Новой Купавны, мы встречаемся с Критскими, которые едут на своей машине Сузуки ГрандВитара.

9-00 Вся команда всборе. Стартуем. Ехать достаточно далеко, до места старта ~ 240 км. Радует, что, по рассказам знающих людей, все ремонтные работы, которые в прошлом году заставили нас стоять в многокилометровых пробках, уже завершены. Удачно, без пробок долетели до объездной дороги Владимира, где все-таки встали в пробке. Ремонтировался мост через Клязьму.

14-00 Сделав небольшой лишний круг, прибылина место старта. Стапель организовали на левой стороне от дороги (если ехать из Семеновки) перед мостом. Полянка была вся заросшая высокой травой и крапивой и сразу не располагала к остановке на ней. Но другого места просто не было, да и через несколько часов трава была утоптана, полянка обжита и оказалась очень удобным местом для сборки байдарок и спуска их на воду.

14-15 Водители машин, получив в зубы по два бутерброда, отправились в Судогду ставить машины на стоянку. Машины оставили на платной стоянке района «Красный химик». Стоимость – 50 рублей/сутки. Здесь же на стоянке нам помогли вызвать такси, которое за 900 рублей согласилось доставить нас до места старта (более 50 км).

16-00 Вернулись на речку. Сто рублей сдачи с тысячирублевой купюры я оставил таксисту, попросив взамен у него номер телефона, чтобы можно было его вызвать в конце нашего маршрута.

Наши байдарки уже были остававшимися ребятами собраны, вещи уложены. Небольшой перекус, три чарки за начало и дальнейшее удачное продолжение похода и мы готовы к старту.

Sudogda-2015 t7
Последние приготовления перед стартом.

17-00 Старт. Река в начале маршрута узкая (~ 5 м) и неглубокая. Байдарки регулярно скребут по дну. Также в реке много поваленных и затопленных деревьев. Затопленные деревья приходится проходить «на скорости» разгоняясь заранее, проскакивая их по инерции и надеясь, что на бревне не окажется крупного сучка, способного пропороть шкуру байдарки. Это нам приходилось делать регулярно и, на наше счастье, за весь поход не было ни одного «пропора».

Sudogda-2015 t8
Работаем!!!

Нередки завалы. Но, как правило, в них, каким-то добрым человеком, пропилены проходы или они проходимы. За первый день сплава у нас не было ни одного обноса.

Очередной завал
Очередной завал

18-15 Подходим к мосту на Листвено. Здесь под мостом небольшой каменистый перекат с одним проходом в камнях. Струя достаточно сильная, однако проходить по ней мы не стали, посчитав что при этом вероятность повреждения байдарок очень велика.

Байдарки решили провести. Ваня зачем-то полез в воду, намочившись по самые … короче, женщины намочились бы по пояс.

Самоотверженная работа «французского гусара»
Самоотверженная работа «французского гусара»

19-30 Встали на ночевку. Запланированные 7 км мы прошли за 2,5 часа, а планировали пройти за 1,5. Сказались потери времени на прохождение завалов и переката.

Место для стоянки нашли не сразу. С хорошими местами для стоянок здесь большая напряженка. Берега речки в основном обрывистые, глинистые, покрытые высокой густой травой. Если есть место для причаливания, то совсем негде разбить лагерь и наоборот, если проглядывается удобная для лагеря полянка, то совсем непонятно как на нее выйти с воды.

Встали на поляне покрытой густой высокой травой, крапивой и цветущим люпином. Утаптывая траву подняли в воздух тучу комаров.

Лагерь на первой ночевке
Лагерь на первой ночевке

Полянка оказалась кочковатой, так что место для палаток пришлось тщательно выбирать. Берега реки были изрыты бобровыми ходами, которые в высокой траве совсем не просматривались и в которые мы регулярно проваливались. С дровами проблем не было на всем протяжении похода. Кругом вдоволь сушняка, который мы собирали вручную, иногда прибегая к помощи бензопилы.

Через некоторое время полянка обжилась, стала удобной. Дым костра окончательно сделал ее уютной и даже родной.

Достали приборы навигации и определились со своим местоположением. Оказалось, что до плановой точки нашей первой ночевки мы не дошли метров 500.

Вечерний праздничный ужин. Выпивка, всевозможные закуски, шашлык. Выходим на воду мы всего один раз в году, поэтому каждый выход для нас большой праздник и отмечаем мы его соответственно.

23-00 Отбой.

День второй (12 июня)

6-00 Встают дежурные. Сегодня дежурит экипаж Сергеича.

7-00. Погода отличная. Небо голубое, почти без облачка. Светит солнце. Дежурный Сергеич уже хлопочет у костра, готовя фирменную рисовую кашу.

Последний штрих мастера
Последний штрих мастера

7-00 Завтрак. Вкусная рисовая каша на сухих сливках, кофе, бутерброды, сладости.

8-25 Встали на воду. Сегодня у нас по плану необходимо пройти 25 км. Достаточно напряженный предстоит день.

9-20 Проходим пионерлагерь. Вся речка перегорожена буями из разноцветных пластиковых бутылок. Приподнять веревки не удалось, поэтому проходим прямо по веревкам с буями, пропуская их под лодками.

11-30 Проходим мост автодороги Бол. Артемовка – Мал. Артемовка. Завалов, подтопленных деревьев становится меньше, но не намного. Как и вчера, почти во всех завалах проделаны проходы.

Речка красивая. Народа нет совсем. То и дело передний экипаж спугивает бобров или уток. Утки-мамаши с выводками долго плывут перед нами, хлопая крыльями по воде, изображая подранка и тем самым отводя «беду» от своего выводка. За очередным поворотом реки они легко взлетают и возвращаются к своим утятам.

13-20 Дошли до старой разрушенной плотины когда-то бывшей здесь малой гидроэлектростанции. Вышли на берег, чтобы просмотреть возможные проходы и обнаружили на берегу сбитый стол со скамейками. Ура! Обедаем здесь!

Благо цивилизации
Благо цивилизации

Чтобы не тратить на обед много времени, решили суп не варить, а скипятить только чай. Пообедали вчерашним шашлыком, консервами запивая горячим чаем( кофе).

14-30 После обеда приступили к проводке лодок. Капитаны, проведя байдарки через каменную гряду, без каких-либо сложностей, спустились по основной струе.

Sudogda-2015 t18
Плотина

 15-00 Уже порядка полчаса шли по стоячей воде, что говорило о предстоящей плотине. Вот она и показалась. Разведка донесла, что никаких альтернатив обносу нет. Правда метров за 100…150 до плотины мы прошли небольшую протоку по левому берегу, по которой вода с шумом устремлялась по каменистому дну. Можно было разведать эту протоку и возможно удалось бы провести байдарки по ней. Но на это ушло бы гораздо больше времени, чем обнос . Обнос небольшой метров 20, по левому краю плотины. Выход и посадка удобные, протоптана тропинка. Мы обнеслись не разгружая байдарки, поэтому времени это мероприятие заняло совсем немного.

16-00 Проходим мост дороги на Овсянниково.

17-00 Услышали шум проезжающих автомобилей. По берегу реки проходит дорога. А затем показался и мост стоящий немного вглубине леса на правом берегу реки. Это мост через приток Судогды реку Ястреб. Здесь он впадает в Судогду.

Обгоняем первых «коллег». Надувная байдарка с парнем и девушкой. Ищут место для стоянки. Пожелав друг другу удачи мы устремляемся вперед.

17-45 Все уже устали. Целый день работать веслом, да еще без привычки – довольно тяжелое занятие. Результатом усталости стала травма Марины. Лодка проходила под очередным бревном. Бревно располагалось достаточно высоко, поэтому скорость байдарки почти не снижали. Марина нагнулась, чтобы пройти под бревном и спросила капитана: «Я прохожу?». Сергей ответил: «Да, проходишь». И толи не поняв ответа, толи не оценив расстояние до бревна, Марина распрямляется как раз перед бревном, получая удар в голову. Удар был сильный, звон стоял по всей реке, голова разбита в кровь. Надо срочно вставать на ночевку, тем более, что дневной план сплава уже выполнен.

Лагерь №2
Лагерь №2

18-00 Встали на ночевку. Пришлось некоторое время поискать место для лагеря, так как удобных стоянок по берегам все еще большой дефицит. Приметили место с хорошим берегом для выгрузки. Разведка донесла, что место неплохое, но палатки ставить негде, кругом крапива. Повторная разведка опровергла это мнение. Мест для установки палаток достаточно, надо просто утоптать заросли крапивы.

С Мариной вроде все в порядке. Говорит связанно, на вопросы отвечает разумно, так что списывать матроса на берег рано, завтра еще поработает веслом.

Устали все. На ужин сварили суп. Поели, немного выпили и разползлись по палаткам.

На ужин были запланированы еще сардельки, но от усталости никто особо есть и пить не хотел. Решили сардельки оставить на завтра, а сейчас спать …

21-00 Отбой. Да, да в 21-00 все полезли в палатки. После горячего супа и рюмки другой водки неудержимо захотелось принять горизонтальное положение.

У Вани это желание пришло на полчаса раньше остальных.

День третий (13 июня)

7-00 Завтрак. Дежурят сегодня Критские. На завтрак овсянная каша, бутерброды, кофе, чай, сладости. На все «коммунизм» – ешь сколько хочешь.

Сегодня все встали бодрыми, выспавшимися, готовыми на новые подвиги.

Утренняя каша
Завтрак

8-35 Стартуем. Второй день стартуем раньше запланированного времени. Это говорит о профессионализме команды. Все делается без лишней спешки, уверенно и быстро. Каждый боец знает свой «маневр» и выполняет его четко и радостно.

Метров через 200 ниже по течению лагерем стоят наши вчерашние знакомые. Они еще только просыпаются. Приветствуем друг друга, как хорошие знакомые.

9-15 Вот показалась ЛЭП. Идем с опережением графика на 45 минут. После вчерашних нагрузок сегодняшние 20 км кажутся всем несерьезной дистанцией. Гребется расслабленно, уверенно, с чувством собственного достоинства.

10-00 Деревня Бережки. Высокий пешеходный деревянный мост на железных опорах. На мосту женщина с ребенком просят помочь достать удочку, которую пацан уронил в воду. Сергеич с Ваней возвращаются и с блеском проводят спасательную операцию. Пацан рад, мать счастлива и у нас прекрасное настроение.

Все чаще начинает попадаться народ на берегах реки. Туристы, рыбаки, просто отдыхающие, иногда в очень «расслабленном» состоянии. По старой турисской традици со всеми здороваемся и перебрасываемся парой другой общих фраз.

11-00 Вот и Муромцево. Здесь небольшая купальня со ступеньками, где очень удобно швартоваться. На берегу скамеечки, кострище и куча дров в виде завезенного горбыля. Скорей всего это место стоянки платных туристов, которых водят по Судогде местные инструктора.

На обед варим вчерашние сардельки, доедаем консервы и колбасу, подкармливая грустного местного большого пса, который как нас увидел, так от нас и не отходит. Видно не только мы подкармливаем здесь этого бедолагу.

На берегу познакомились с местным населением – четырьмя подвыпившими бабками и одним мужиком. С одной из этих бабок Сергеич сходил к ней домой и пополнил наш запас питьевой воды на 10 литров.

Оказалось, что у каждого из них кто-то недавно умер и они дважды просили по 100 рублей, чтобы их помянуть. Наша команда радеет за трезвый образ жизни, поэтому в этой просьбе аборигенам пришлось отказать.

Мимо нас по реке проходят несколько команд на байдарках. Бабки приветствуют их, машут руками и искренне желают всего хорошего.

Общий вид замка
Общий вид усадьбы
Развалины замка
Развалины особняка

После обеда Критские, Ваня и я ( Ефимыч) отправились осматривать местную достопримечательность – усадьбу Храповицкого. Осматривать особо оказалось нечего. усадьба представляет собой развалины двухэтажного особняка, от которого остались только стены и перекрытие первого этажа. Внутри развалин обычная помойка.

13-00 Грузимся и отправляемся дальше. Вскоре опять вода встала, предвещая грядущую плотину.

14-00 Вместо плотины оказался каменный перекат. Наверное это самый большой перекат из всех встречавшихся нам на этой реке. Лодки решили провести по струе вдоль правого берега реки. Расставили народ по перекату и передавая лодки от одного к другому успешно завершили его прохождение.

Нижняя часть переката
Нижняя часть переката

14-45 Вот и город Судогда. Проходим под единственным в городе мостом. По обеим берегам речки стоят частные домики. И развалюхи и достаточно приличные постройки. У каждого участка к воде сделаны мостки. Причем многие мостки размерами с хорошую комнату. И почти на каждом втором хозяева расстилили свое богатство – ковры, паласы и моют их щетками. Наверное в Судогде был «День чистых ковров».

Догнали большую компанию платников. Их было байдарок 10. Куда они плывут, откуда спрашивать было безтолку. Они отвечали одно и тоже: «Не знаем». Их команда растянулась почти на километр. Одни уже прошли первый перекатик, а другие еще плыли по течению попивая баночное пиво. Как с ними справляются инструктора – не представляю. Железные нервы нужны для такой работы.

15-00 Подплыли к большому автомобильному мосту. Видно было что это дорога федерального значения, но на карте у нас ее не было! Неужели мы так сильно размахались веслами, что вышли за карту. Серега посмотрел в свой навигатор и тоже не нашел этого моста. Пристаем под мостом для того, чтобы сорентироваться на местности. Включаю телефон, захожу в Яндекс-карты и все проясняется. Это объездная дорога вокруг Судогды. До Лаврово осталось 1 … 1,5 км. А так как дорога сравнительно новая, то не на всех картах она присутствует.

Антистапель
Антистапель

15-30 Вот мы и финишируем. Проехали лишний километр, так как с воды трудно узнать то место где мы собирались в прошлом году. Но это и к лучшему так как место оказалось замечательным. У реки большая поляна для сборов, чуть повыше сосновый бор, где мы поставили лагерь. Единственный минус – много отдыхающего народа.

16-15 Машины забрали очень быстро. Позвонили Юрию (таксисту) и через 10 минут он был у нас. 10 минут до стоянки, 10 минут назад и машины стоят на берегу. Услуги такси обошлись нам в 100 рублей.       Собираем байдароки, грузимся в машины, отъезжаем по берегу подальше от шумной компании и встаем лагерем.

Последний лагерь
Последний лагерь

19-00 Лагерь стоит, ужин готовится. Пора приготовиться к торжественному мероприятию поднятия нашего знамени. Устанавливаем флагшток, водружаем знамя, Все готово к построению.

20-15 Торжественное построение. Отметка о пройденном маршруте и росписи участников похода остаются на нашем знамени.

День четвертый (14 июня)

7-00 Завтрак. Дежурят Ефимыч и Валентина. Каша пшеничная в пакетиках. Остальное как всегда. Продукты остались, так как двое участников отказались в последний момент и первичную раскладку на 8 человек завхоз менять не стал.

8-30 Стартуем домой. Добрались совсем без пробок.

12-30 Были уже у проходной.

 

Любителям путешествовать. Личный опыт различных поездок

Яндекс.Метрика