2020 река Клязьма

В этом году негативные мировые события (пандемия коронавируса) не позволили нам провести ежегодный байдарочный поход в традиционное время, на праздничные дни нашей независимости. Но народ не хотел мириться с мыслью, что это лето может остаться без байдарочных приключений и активно «рвался в бой». Поэтому после снятия основных карантинных ограничений, мы стали готовиться к его проведению.

ДанныеКартыОписаниеФотографииВидео

Дата похода: 7 – 9 августа 2020 года.

Маршрут: по реке Клязьма от поселка Городищи до моста у Костерево (~ 63 км)

Заброска / выброска: личный автотранспорт и бескорыстная помощь Талдыкина Лехи

Раскладка: в соответствии с «нашей» стандартной (+/-)

Расходы на поход (ВСЕГО/С УЧАСТНИКА)

Питание                     –  12800/1165 руб

Участники:

1-ый экипаж (Таймень-2)

2-ой экипаж (Таймень-2)

3-ий экипаж (Таймень-2)

4-ый экипаж (Таймень-2)

5-й экипаж (Таймень-3)

Ответственные за обеспечение

Байдарки5Гудымов В. Титов С. Критский С.
Палатки6Гудымов В. Критский С. Титов С. Мелихов А. Акилов К. Воробьев М.
Каны, костровое1Мелихов А.
Ремнабор1Титов С.
Аптечка1Критская М.
Топор2Воробьев М., Мелихов А.
Пила ножовка1Воробьев М.
Лопатка1Титов С.
Фото, видео1Гудымов В.
Газовая горелка2Титов С.
Маршрутная карта1Гудымов В.
Раскладка1Митичкина В.

Описание реки Клязьма можно посмотреть здесь

Из нескольких маршрутов, путем открытого голосования был выбран сплав по реке Клязьма. В спортивном смысле речка, конечно, не представляет собой ничего интересного: большая, широкая, без естественных и искусственных препятствий. Но, в связи с ограниченностью по времени, свою решающую роль в выборе маршрута, сыграли близость заброски и, главное, наличие в Городищах своего дома у Лехи Талдыкина. Он согласился разместить наши машины у себя на участке и, по окончании сплава, забрать водителей с конечной точки маршрута. Сервис!!!

День первый (7 августа)

С вечера мою машину загрузили четырьмя байдарками и некоторыми вещами экипажа.

В 6-45 все, кроме Критских, встречаемся у проходной. Перегружаем вещи в 3 машины, которые пойдут на Клязьму, остальные оставляем на стоянке. По горьковскому шоссе проскочили еще без пробок, хотя ремонтные участки имеются («горьковку» без ремонтных участков мы себе уже и не представляем). На съезде с шоссе на Городищи встретились с Критскими.

Леша со своими детьми встречал нас в Городищах у моста через реку Киржач. Показал дорогу до места стапеля, где мы разгрузились и отправились к нему домой ставить машины, после чего он доставил нас назад, на берег реки.

Сборка байдарок, размещение вещей, легкий перекус и мы готовы отправиться в путь.

12-00 Стартуем. Стоит прекрасная солнечная погода. Гребется легко, весело. Идем группой компактно. Никто сильно не отрывается и не отстает. График хода стандартный – 50 минут гребли, 10 минут свободного сплава по течению (отдыха).

На первых километрах маршрута Серега Титов теряет плохо закреплённую лопасть от весла, которая камнем уходит на дно. Пришлось забрать весло у юнги Олеси и отдать его Сереге. С этого момента Олеся идет на «тройке» пассажиром. Но не простым, а мокрым. Максим так яростно работает веслом, что сидящая сзади Олеся каждый переход становилась мокрой с ног до головы после первых же гребков супруга.

После некоторого времени Серега Критский, наш штатный навигатор, сообщает, что скорость хода байдарок существенно больше той, которую я брал для предварительного расчета нашего маршрута. Я стандартно предполагал, что наша средняя скорость составит 3…4 км/ч, но реальная оказалась примерно в два раза больше. Скорость в 3…4 км/ч, которая хорошо «работала» на других маршрутах, предполагает наличие на реке препятствий, преодоление которых сильно замедляет ход, а здесь их не было совсем. К тому же скорость течения реки также оказалась существенно больше той, которую выдал мне на мой запрос всеведущий Яндекс. Замеренная скорость течения реки была 2,6…2,8 км/ч, а не предложенные мне 0,5…1 км/ч.

13-30 На берегу, недалеко от деревни Домашнее, нас встречала Борисова Татьяна, бывшая наша сотрудница, у которой здесь расположена дача. Остановились на полчаса. Немного поболтали, желающие искупались.

14-50 Экипаж Титова умудрился на чистой воде найти кол и сесть на него. Сели плотно, так, что даже пришлось капитану покидать байдарку. Благо глубина реки в этом месте была по пояс или чуть побольше.

16-30 Встаем на ночевку. Навигатор докладывает, что, примерно, за 4 часа хода мы прошли 24 км. Отличная скорость.

Сегодня у нас на ужин шашлыки, салат, печеночный торт овощи и сладкий стол к чаю.

Во время ужина проводим общий совет о дальнейшем ходе нашего сплава. В связи с моей ошибкой при расчете маршрута у нас есть два варианта продолжения нашего похода. Первый, дойти до Петушков, найти хорошее место и примерно день «валять дурака». Второй, удлинить наш маршрут и сплавляться до Костерево. Благо, предусматривая подобный вариант, я сделал карту этого участка реки, да и Алексей Талдыкин обещал забрать нас из любого места, вплоть до Владимира :)).

Все экипажи единогласно проголосовали за второй вариант.

Усталость от раннего подъема и постоянной дневной суеты, обильный ужин, несколько рюмок водки (или домашнего вина от Критских) быстро сделали свое расслабляющее действие, и уже часов в 9 народ потихоньку стал расползаться по палаткам. Вроде и спать еще не хотелось. Просто тело просило расслабленного горизонтального положения, но приняв его веки стали предательски тяжелеть, глаза закрываться и сон исподволь сумел медленно, но уверенно овладеть несопротивляющимся телом.

День второй (8 августа)

7-30 Сегодня дежурит семья Критских. В семь утра они не подали команду на пробуждение, но лагерь потихоньку встал сам. Самые ранние – Сергей Титов и Алексей Гладышкин. Они уже успели сходить в ближайшую деревню и отнести в помойку пакет с нашим мусором.

Каша геркулесовая уже готова. Несложные утренние процедуры и команда собирается у стола.

9-00 Несмотря на поздний подъем стартуем вовремя. В последнее время приятно смотреть на сборы нашей команды. Все собираются не спеша, без суеты, но четко и вовремя. Все общественное разбирается по байдаркам без лишних напоминаний. Каждый знает, что надо делать и как. Красота.

9-30 Проходим деревню Старые Омутищи. Сергей Титов высаживается и, по заданию завхоза, покупает в магазине недостающие нам две бутыли воды и две буханки белого хлеба.

10-45 Жаркая погода, палящее солнце, песчаные пляжные отмели зовут остановиться, броситься в воду, забыться и остаться здесь навсегда.  Вот и очередная остановка для купания.

Заодно Сергей Титов решил осмотреть байдарку, так как вода в нее откуда-то прибывает. Обнаруживаются два небольших «сдира» от вчерашнего сидения на коле. Проводим ремработы. Конечно, провести их надо было еще вчера, на вечерней стоянке, но выпивка, закуска и шашлыки не оставили времени на эту, не очень срочную, процедуру.

13-30 Обед. Место для обеда выбираем долго и придирчиво. Так как мы находимся недалеко от Петушков, то хорошие места все заняты отдыхающими или рыбаками. Осознавая, что всем угодить трудно, принимаю волевое решение встать на песчаном пляжном берегу с кустарными зарослями ивняка.  С дровами здесь большая напряженка. Пожалели, что не забрали остатки дров с ночной стоянки.

По берегу собираем все палочки и веточки для костра. Сегодня рисовый суп на тушенке с добавлением вчерашнего шашлыка и оставшегося кетчупа.

15-20 Встаем на воду. Все сытые, вялые, расслабленные. В нужный ритм сплавной работы входим постепенно.

16-30 Встречаем байдарку идущую против течения. Обычные приветствия, шуточки, пожелания, расспросы, куда кто идет. Нам до Костерево. Сказали что хода нам еще два часа.

18-00 Начинаем неспешно искать место для второй ночевки, но внезапно хлынувший дождь существенно ускорил наши поиски. Встаем на берегу с более-менее нормальным выходом.

Дождь быстро закончился, выглянуло солнышко, и все поспешили развесить свои мокрые одёжки для просушки. Навигатор докладывает, что за день прошли примерно 35 км.

Сегодня заключительный вечер, поэтому достаем наш флаг и устанавливаем его в центре лагеря.

19-00 Начинается торжественное построение. Двум новичкам, Алексею Гладышкину и Олесе Воробьевой поручается почетная миссия спустить флаг. Затем каждый член команды расписывается на флаге, где есть запись о нашем сплаве по Клязьме и выпивая чарку водки говорит несколько слов о прошедшем походе, о своих товарищах, о своих впечатлениях и своих пожеланиях на будущее.

Продолжается вечер у костра за разговорами о прошедших и будущих походах, за слушанием песен по телефону, за рассказами о невероятных событиях и ужасных происшествиях.

Разговор, конечно, регулярно подкрепляется рюмкой горячительного напитка. Ведь Андрей, на свой страх и риск, взял в поход на несколько бутылок водки больше, чем распределял завхоз, решив, что лишним грузом они не станут.

Часов в 22 начинаем расходиться по палаткам, но самые стойкие остаются у костра и еще долго в ночи слышны взволнованные голоса, обсуждающие актуальные мировые и личные проблемы.

День третий (9 августа)

6-00 Сегодня я встаю рано, так как наш экипаж дежурит. Готовим пшеничную кашу с тушенкой. Костер быстро разгорается благодаря оставшейся от шашлыков бутылочке розжига.

7-00 Звучит команда: «Лагерь подъем!» Поляна потихоньку оживает. Все инстинктивно тянутся к столу. Каша готова. Одна из двух банок тушенки случайно оказалась острой, с перцем чили, поэтому каша немного жжет, но все с удовольствием уплетают небольшие порции. Все, кроме Сереги Титова. Вчерашнее ночное бдение не прошло бесследно и обернулось для него сильной апатией, потерей интереса к жизни и полным отсутствием аппетита.

8-50 Встаем на воду немного раньше времени.

Вскоре за резким поворотом реки появляется ржавый железный мост. На вид он узкий, так что сначала мы подумали, что это пешеходный мост, но с грохотом проехавшая по нему машина опровергла наши предположения. Оказалось, что это мост – проходная какой-то воинской части. На левом берегу въезд на мост охраняет шлагбаум и приставленный к нему наряд солдат. Организовывать антистапель здесь можно только на левом берегу реки, так как проехать по мосту без спецпропуска не получится.

Выгружаемся. Всего за два ходовых дня мы прошли 63 км. Молодцы. Несмотря на простую речку, поход удался.

9-50 За нами приехал Талдыкин Алексей, с которым мы заранее созвонились.

Примерно два часа потраченного времени и мы на своих машинах с подарками  (пиво, мороженное, арбуз) возвращаемся назад. Остававшиеся члены команды уже успели разобрать байдарки, просушить их и упаковать. Молодцы!!!

12-00 Загружаемся в машины, обнимаемся, цАлуемся и прощаемся до следующего байдарочного похода, теперь в 2021 году. …Я надеюсь…