2019 река Ушна

Достаточно активное и подробное обсуждение возможного маршрута нашего традиционного сплава привело, в этом году, к единогласному согласию членов команды пройти по речке Ушна Владимирской области.

ДанныеКартыОписаниеФотографииВидео

Дата похода: 12 – 15 июня 2019 года.

Маршрут: по реке Ушна Владимирской области от разрушенного моста у д. Ознобишино – до автомобильного моста в д. Новлянка  ~ 50 км

Заброска/Выброска: Личный автотранспорт

Раскладка: В соответствии с “нашей” стандартной (+/-).

Расходы на поход (ВСЕГО/С УЧАСТНИКА):

Питание                       – 12600/1400  руб.

Транспорт                 – 7650/850 руб.

ИТОГО:                       -20250/2250 руб.

Ответственные за техническое обеспечение

ОбеспечениеКоличествоОтветственный
Байдарки4Гудымов В., Соловьев А., Критский С.
Палатки5Гудымов В., Соловьев А., Критский С.,

4-ый экипаж, Таймень-3

Описание реки Ушна можно посмотреть ЗДЕСЬ

Прохождение маршрута

Описания, доступные в интернете, сулили нам замечательный сплав по интересной реке: «…Лесная речушка красива, но весьма своенравна. То и дело петляет, обманывает старицами, топорщится сучьями на заносах, бурлит на шиверах. Здесь есть даже свои перекаты! На минутку байдарочники почувствуют себя рафтерами на горной реке, и тут же выплывут в спокойное течение, которое огибает прелестный песочный пляж…». Сразу хочется отметить, что ни одного песочного пляжа на нашем маршруте мы не встретили, но белое, чистое песочное дно реки, которое хорошо видно сквозь прозрачную воду реки встречали неоднократно.

Сплавляться решили от деревни Николо-Ушна, хотя в описаниях говорится, что начинать отсюда надо по большой воде, т.е. не позднее середины мая. Так как мы шли на месяц позднее, то решили по приезду оглядеться и в случае малой воды проехать до деревни Ознобишино и начать оттуда.

До стапеля добирались на двух машинах. На 7-ми местном «Крайслере», который я взял у сына и 7-ми местном «Мерседесе Виан» Воробьева Максима.

Байдарки трех экипажей (кроме байдарки Критских) и основные вещи в «Крайслер» мы загрузили заранее, 11 июня. На следующий день мы встречались у проходной в 6-30, чтобы перегрузившись, постараться в 7-00 стартовать. Яндекс карты показывали, что проехать нам придется 280 км, затратив на это примерно 4 часа.

День первый (12 июня)

6-15 Подъезжаю к проходной. Уже почти вся команда в сборе. Ждем только Макса, который подъезжает минут через 10. Быстро разбрасываем вещи по двум машинам и в 6-45 отправляемся в дорогу. Ранний старт был нами намечен из-за продолжающихся ремонтов на Горьковском шоссе, что в выходные было чревато огромными пробками.

11-30 На удивление, почти без пробок добрались до деревни Николо-Ушна. Речка здесь оказалась небольшой с заболоченными берегами, поросшими высокой травой. Организовывать стапель было неудобно, и поэтому мы решили проехать до деревни Ознобишино. Километра два до деревни Перово и затем еще пару километров по гравийной дороге до Ознобишино. На машине подъехали прямо к берегу (только на «Крайслере», так как «Мерседес» не приспособлен для езды по проселочным дорогам).

Быстро разгрузившись, водители отправились в Муром. Действуем по давно отработанному плану. Водители ставят машины на платную стоянку (Муром, ул. Артема 16). Вызывают такси и возвращаются на стапель, где оставшиеся члены команды уже собрали наши «корабли». Назад мы с Максом вернулись достаточно быстро, примерно в 14-15.

Наконец вещи успешно уложены и команда быстрым перекусом отмечает начало похода. Выпивать на этот раз никто не хотел, и мы ограничились бокалом, другим баночного пива.

15-30 Встаем на воду. Ушна, в этом месте, небольшая речка шириной метров 15 с достаточно чистой водой и глубиной около метра, полутора.

Ушна оказалась достаточно широкой и достаточно глубокой рекой с чистой прозрачной водой. Хотя мы брали с собой питьевую воду, но нередко, чтобы не пополнять ее запасы в ближайших деревнях, супы и каши варили на воде из реки. Течение в реке очень переменчивое. Перед запрудами-плотинами, которые имеются у каждой деревни, река останавливается, естественно набирая темп после прохождения запруды.

16-30 Первые пороги-запруды у деревни Юромка. Проходим без обноса, проводками и перетаскиванием байдарок. Вода в реке, на удивление оказалась холодной, несмотря на жаркие дни, стоявшие в преддверии нашего похода. На первой проводке Валентина оступилась на камне и окунулась в воду по самую шею. Отжиматься она не захотела и долго шла в мокрой одежде.

18-00 Встаем на ночевку. За первый переход у нас планировалось пройти примерно 9 км и встать на ночевку примерно в километре после Ознобишино, однако перенос места старта немного скорректировал наши планы. До первой ночевки мы прошли 6 километров и встали на ночевку, миновав мост автомобильной дороги на Юромку.

Закончился вечер прослушиванием туристических песен из смартфона. Если раньше мы таскали с собой гитару, то теперь все упростилось. Включил телефон и слушай, но впечатления, конечно, не те, нет «личной» причастности к песне.

22-00 Начинаем расползаться по палаткам. День был длинным и напряженным. Некоторым пришлось вставать пол пятого. Так что отдыхать…

День второй (13 июня)

Так как в связи с переносом места старта мы идем с опережением плановых показателей, то сегодня, по просьбе Марины, мы решили поспать на час подольше и встать часов в 8.

8-00 Почти все уже встали. Сергеич с Костей сегодня дежурные и хлопочут у костра, готовя молочную рисовую кашу с изюмом. Ночь была относительно прохладной и Максим, забывший дома спальник, под утро замерз. Пришлось ему ночью вставать и греться у костра.

Завтрак

Завтрак и стандартные сборы проходят организованно. Команда, включая новичков, собирается дружно и в 9-45 мы встаем на воду.

Идем дружно, компактно. Никто не отстает и не вырывается вперед. Почти идеальный вариант прохождения маршрута.

12-30 В поселке Красная Ушна организовываем большую проводку байдарок через рукотворную запруду. Народу приходится достаточно долго работать в холодной воде, но щедрое предложение завхоза налить трудягам по 50 лечебных грамм не принимается. Все готовы отложить процесс «лечения» до стоянки на обед.

14-00 Проходим Красную Ушну и встаем на обед, так как через час хода у нас, по первоначальному плану, уже должна быть стоянка на вторую ночевку. Пройдено всего 17,5 км маршрута.

Послеобеденный отдых

19-00 Встаем на вторую ночевку. Всего прошли 24 километра маршрута. Уже почти вошли в запланированный график, который опережаем всего на два километра.

Лагерь опять ставим на высоком берегу в сосновом бору, где много сушняка. С дровами проблем нет, но на противопожарную безопасность опять пристальное внимание. На этот раз решили оборудовать лагерь скамейками из бревен, а на реке соорудили небольшие мостки, с которых Андрей попытался ловить рыбу. Но увы, тщетно…

Наши напрасные надежды на уху…

По палаткам все расходятся раньше запланированного отбоя. Эту ночь метеоцентр обещает еще холоднее, вплоть до 8 градусов и Максим, вспоминая не комфортную первую ночь, одевает на себя все, что у него есть. Даже большой полиэтиленовый пакет для мусора… Говорил, что в эту ночь он не замерз…

День третий (14 июня)

7-00 Стандартное время подъема, но большинство народа уже на ногах. Все хорошо выспались и рвутся в бой. Дежурные Критские хлопочут у костра, готовя молочную геркулесовую кашу с изюмом.

Стандартный завтрак: каша и кофе-чай с бутербродом. Обычно бутерброд это белый хлеб, намазанный плавленым сыром и сверху кусок варено-копченой колбасы. С плавленым сыром вышла небольшая промашка. Чета Мелиховых у нас «рыбоеды», т.е. они едят все, кроме мяса, а плавленый сыр у нас был с беконом, поэтому они его не ели. Также перед заправкой любого блюда тушенкой мы предварительно откладывали их порции в «чистом», «не отравленном» мясом, виде.

8-45 Встали на воду. Уже регулярно встаем на воду на 15 минут раньше срока. Команда собирается четко и вовремя. Никого подгонять не надо. Раньше всех готова к загрузке в байдарку чета Мелиховых. Чувствуется подготовка спецназа.

10-00 В районе деревни Святцы выходим на организованную на реке трассу для гребного слалома. Высаживаем матросов и проходим небольшой слив на облегченных байдарках. Никакой сложности это прохождение не вызывает, так как эта трасса функционирует, наверное, только при большой воде.

Пройдя слив всеми байдарками, мы одну вновь перетащили на место старта, чтобы этот слив прошел и Андрей, пожелавший испытать свои силы. Остальные члены команды от прохождения отказались.

Так как воды было немного, то при прохождении все байдарки (наверное, кроме легкого Андрея) цеплялись дном за камни. Но никаких негативных последствий это не принесло.

Побаловавшись с полчаса, мы продолжили наш маршрут.

Речной разворот

Через некоторое время река начинает сильно петлять, местами поворачивая почти на 180 градусов. Появляются дополнительные рукава, старицы. В одном месте мы выплыли на водный «перекресток», где пересекались почти равнозначные рукава под углом в 90 градусов и где не сразу стало ясно в какую сторону надо плыть. В моей практике такое встретилось впервые. Здесь же с нами случилось интересное событие: мы потеряли речку! Оплывая островок с двух сторон, мы неожиданно выплыли навстречу друг другу, не понимая, куда дальше течет речка. Оказалось, перед островом, она сделала крутой разворот, который мы сразу не заметили, и ушла почти в обратном направлении.

Ожидание еды

13-00 Встаем на обед. Пасмурно иногда накрапывает дождь. Пройдено 40 километров маршрута. За четыре часа мы прошли 16 километров и еще успели полчаса «побаловаться». Нормальный ход. Здесь помогает течение, так как плотин пока нет.

15-00 Отправляемся дальше. До финиша остается всего 9 километров. Как показал полет на квадрике мы уже недалеко от деревни Новлянка, где заканчивается наше путешествие.

Впереди Новлянка

Почти сразу после старта показался мост через реку, который пришлось обнести (он хорошо виден на снимке с квадрика). Мост расположен очень низко над водой. Просвет был 10…15 сантиметров. Обнеслись по левому берегу. Обнос метров 30…50. Выход и вход хорошие, удобные.

Начинает накрапывать дождь. Через километр пути встречаем хорошее, оборудованное место для стоянки. Здесь имеется стол со скамейками, кострище, поляна для установки палаток. Критские уходят вперед, на разведку. Может здесь много подобных мест и можно встать поближе к финишу.

Дождь начинает расходиться. Надо вставать лагерем, к тому же вернувшаяся разведка докладывает, что ничего приличного на ближайших берегах нет. Быстро ставим тент над столом, завхоз достает лекарственный напиток и дождь уже нас не только не пугает, но начинает радовать новизной приключений в этом походе.

Здесь же под тентом, под шум продолжающегося дождя, решаем провести наше традиционное торжественное мероприятие: подъем и спуск нашего флага с последующей отметкой на нем всех участников похода.  Новым участникам команды торжественно вручаются почетные значки «Юный турист России».

С окончанием «торжественного построения» заканчивается и дождь. Начинаем ставить лагерь, собирать дрова, готовить ужин и пытаться высушить промокшие вещи.

День четвертый (15 июня)

6-30 Подъем для лагеря, по расписанию в 7-00, но я с Валентиной сегодня дежурю, и мы встаем на полчаса раньше. Как всегда, Сергеич уже встал и разводит костер. Раньше времени просыпается почти весь лагерь. Сегодня, на завтрак, мы готовим пшеничную кашу с тушенкой. Очень всем нравится это вкусное и сытное блюдо, которое мы планируем на последнее утро, так как обедать нам, скорее всего, сегодня не придется.

8-45 Быстрые сборы завершены, и мы по очереди встаем на воду. До финиша остается километров 8 или 10, в зависимости от того под каким мостом мы решим завершать наш сплав. Ближний мост в самой деревне и второй мост на объездной дороге. Все будет решать удобство места для антистапеля (мойки, разборки и упаковки байдарок).

9-30 Появляются первые дома деревни Новлянка. Речка уже почти встала, впереди должна быть плотина. Вопрос один, до моста или после? Придется нам ее преодолевать или нет?

9-45 – Вот и плотина. Сооружение самое масштабное из всех встретившихся нам на этом маршруте. Перед сливом большое «поле» из плавающих водорослей и мусора. Попытка подойти к сливу с воды и с берега успехом не увенчались, поэтому решили провести обнос. Обносились по правому берегу. Выход из воды не очень удобный, топкий. Хорошо здесь стояла металлическая лодка, которую мы смогли использовать в качестве причала. Длина обноса примерно метров 50…70. Вход в воду удобный.

10-10 – Только встали на воду, как метров через 70 новое препятствие. Всю речку перегородила труба, протянутая с одного берега на другой и расположенная низко над водой. Байдарка проходила под ней, если ее дополнительно притапливать, причем всему экипажу или хотя бы матросу приходилось перелазить через трубу.

Штурм «трубного» препятствия

10-30 – Финиш. Встаем под первым мостом, где оказалось прекрасное место для сборки байдарок.

Вот и финальное фото нашей команды, успешно завершившей интересный, насыщенный поход по речке Ушна. Поход всем понравился. Речка оказалась достаточно интересной, с разумным количеством разнообразных препятствий, команда работала дружно, слажено. Никто из коллектива не выпадал, не филонил. Все завершили поход в приподнятом настроении, с чувством хорошо сделанной работы. На мой взгляд, это был один из лучших наших походов.

11-00 Начинаем разбирать байдарки. Заказываем такси. Водители едут в Муром и возвращаются на своих машинах. Грузимся и отправляемся домой.

18-00 Прибываем к проходной, откуда уже разъезжаемся по своим квартирам. Доехали хорошо, почти без пробок. Байдарки оставили в «Крайслере», которые завтра разгрузим на работе и поместим их на очередное годовое хранение, до следующего похода «на 12 июня»…

…Сергеич опять притворялся старым и грозился, что на следующий год он не пойдет. Ладно, доживем, увидим…