Соловецкий монастырь

ОписаниеФотографии

В этом году (2013) в качестве «культурной программы» у нас было запланировано посещение Соловецкого монастыря.

Вся программа посещения была заказана в турфирме «Помор-тур». Начиналась наша программа рано утром 7 августа с прибытия поездом из Няндомы в Архангельск. На вокзале нас уже встречал автобус с гидом, для проведения экскурсии по городу. Все очень прилично. Микроавтобус «Мерседес», водитель в белой рубашке, экскурсовод, явно любящий свой город и с удовольствием рассказывающий о нем. В конце экскурсии нас подвезли к морскому вокзалу откуда отправлялись автобусы на аэровокзал, где нас ждал рейс Архангельск — Соловки.

Самолет рейса Архангельск — Соловки

Перелет по маршруту Архангельск — Соловки мы совершали на небольшом двухмоторном самолете, где пилоты и пассажиры сидят буквально вместе. Нам было хорошо видно и слышно, что они делают и говорят. Немного напрягало то, что второй пилот разложил перед собой какую-то инструкцию и все свои действия постоянно с ней сверял. Полчаса лета и мы на Соловецких островах.

Быстрое заселение и скорей на первую обзорную экскурсию по монастырю. Заселились мы в гостинице «Соловецкая слобода». Гостиница новая, еще не до конца доделанная. Некоторые номера еще обустраиваются, а другие уже функционируют. Номера на четырех человек, со всеми удобствами, есть слабенький инет.

Направляемся на первую экскурсию

Первая экскурсия нас сломила. Ночь в поезде, гуляние по Архангельску, перелет на Соловки подорвали наши немногочисленные силы. Экскурсия оказалась объемной, как по времени, так и по выдаваемой информации. Не все смогли дотянуть до ее конца и потихоньку ретировались в гостиничные номера.

Наш первый экскурсовод

Работавшие с нами экскурсоводы оказались девушками из Москвы. Наверное, Соловки — это для них летняя подработка, но относились они к этой подработке очень ответственно и увлеченно. Удивительно, что рассказывая одно и тоже каждый день, они не сбились на монотонность и отстраненность, а продолжали с интересом рассказывать об истории монастыря, о его прекрасных постройках, о тех святых людях, которые основали эту обитель и жили в ней. Им было не все равно, усвоим мы что-то или нет. Они пытались постоянно тормошить нас, задавая вопросы по теме, чтобы у нас хоть что-то задержалось в голове, чтобы мы не уснули на ходу.

Придя в гостиницу мы рухнули в кровати. Сон был сладок.

Утро 8-го августа. Погода начинает меняться. Если вчера во всю светило солнышко, то сегодня уже небо затянули, еще не дождевые, но облака.

Завтракаем в столовой гостиницы, так как завтраки входили у нас в оплату номеров. Правда обедали и ужинали мы тоже здесь, только за отдельную плату. Еда вполне приличная, персонал приветливый, отзывчивый.

Храм-маяк на вершине Секирной горы

Сегодня с утра у нас экскурсия на Секирную гору. До горы нас отвезли на автобусе, а там пешочком вверх по дороге. Это щадящий режим. Паломники предпочитают подниматься по крутой, с 294 ступенями лестнице. Ведь поднявшемуся прощается 294 греха. Мы же по ней только спускались, так что грехи наши остались не прощеными.

После Секирной горы, на обратном пути нас завозят на экскурсию в местный ботанический сад. Основанный в 1822 году он ни разу не прекращал своей деятельности, даже в страшные времена «лагерной истории». Во времена рассвета монастыря, здесь в парниках выращивались арбузы, дыни, персики, что для неграмотных паломников того времени, являлось просто «чудом», знаком господнем, говорящем о святости этого места, о святости земли соловецкой. Сейчас от этого чуда в саду ничего не осталось, кроме рассказов о былом великолепии.

Прогулка по каналам

После обеда нас повели на экскурсию по рукотворным каналам Соловецких островов. Эта экскурсия нам понравилась меньше всего. Сначала километров 5 пешком нас вели на лодочную станцию. Потом рассадили по лодкам, дали в руки весла и заставили грести. Но это еще пол беды. Экскурсовод, сев в лодку с молодыми, здоровыми ребятами, усвистала далеко вперед ни разу не подождав всю компанию. Поэтому никаких рассказов мы в этот раз не услышали. Проплыли на веслах до конечного пункта и обратно. Просто лодочная прогулка. Хорошо хоть погода нас радовала, да назад, от лодочной станции, нас отвезли в гостиницу на автобусе. Интересный факт узнали мы в процессе экскурсий. Почему-то в рассказах экскурсоводов всегда звучало: «монахи построили» это, «монахи возвели » то. А когда я спросил,  если раньше монахи много чего сделали, то чем заняты сейчас их современные собратья. И оказалось, что ни в какие времена монахи ничего не возводили и не строили. Стены монастыря, каналы и все остальное построено руками крепостных крестьян, которых у монастыря были тысячи. А монахи только молились, как и сейчас. На то они и монахи.

За этот насыщенный день мы тоже очень устали, так что решили в последний день ни на какую экскурсию не идти, а просто побродить по острову в свое удовольствие.

Белое море

9 августа. Погода начинает портиться основательно, но дождя еще нет. Устроили прогулку по берегу Белого моря. Посмотрели древние ритуальные лабиринты, побросали камешки в воду, Генка обмыл грешное тело в холодной, очень соленой морской воде и затем не спеша вернулись в гостиницу, собираться в дорогу. Ведь  в 15 прилетает самолет рейса Архангельск — Соловки и на нем мы возвращаемся в Архангельск.