Бассейн реки Ока

Ока – один из крупнейших притоков реки Москва. Площадь ее бассейна составляет 245 000 км². В Оку впадает порядка 120 рек. Многие из этих рек пригодны для организации водных походов, но наибольшей популярностью у водников -туристов пользуются следующие:

Река Ока

Ока – крупнейший правый приток Волги, берет начало в центральной части Среднерусской возвышенности на юге Орловской области у села Александровка на высоте около 226 м, в неглубокой заболоченной балке. В Вол­гу Ока впадает у Нижнего Новгорода. Длина реки 1500 км. Она протекает по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимир­ской и Нижегородской областям. От истока до впадения реки Кромы Ока в межень – ручей шириной 2 – 6 м, а в городе Орле уже имеет 70 м ширины.

Протяженность участков маршрута: Орел – Белев – 170 км; Белев – Чекалин – 60 км; Чекалин – Калуга – 90 км; Калуга – Алексин – 70 км; Алексин – Серпу­хов – 60 км; Серпухов – Кашира – 55 км; Кашира – Коломна – 70 км.

Верхняя Ока течет вначале на север и северо-восток в широкой долине с пологими травянистыми берегами, ниже долина ее имеет форму извилистой ленты с резко очерченными краями и крутыми берегами на поворотах. После села Короськово правый берег местами высок и крут, левый остается пологим. От устья Угры Ока круто поворачивает на восток. Предполагают, что в доледниковый период река проте­кала по долинам Суходрева и Протвы, а после того как ледник преградил ей дорогу, проложила новое русло.

От Серпухова Ока течет в широтном направлении примерно до города Озеры, дальше поворачивает на север. У Коломны короткий участок северного на­правления сменяется на юго-восточное. Вновь долина круто поворачивает на север у города Шилова, а чуть далее Касимова, до впадения Мокши, Ока течет на юго-восток. Приняв с юга Мокшу, Ока так резко поворачивает на север, что, кажется, она впадает в Мокшу, а не наоборот. Вскоре река поворачивает на северо-восток и сохра­няет это направление до устья.

На широтных отрезках своей средней части Ока течет по границе хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. На левобережье растут, главным образом, сосновые сухие боры на песчаных террасах. К югу от реки земли почти сплошь распаханы, и лишь на отдельных участках сохранились широколиственные леса, дубравы. Только в немногих местах, например, в южной части Калужской области, в районе Калуги, сохранились остатки «засечных» лесов.

На участке от Калуги до Каширы Ока наиболее при­влекательна для туристов: хотя она и широка (100— 200 м), но течение имеет быстрое, дно песчаное, в русле много нетрудных перекатов, песчаных пляжей. Высокие, крутые берега почти повсеместно лесистые; встречают­ся дубравы, а на отдельных участках — хвойные породы. Лишь в районе крупных населенных пунктов леса дале­ко отходят от реки. Ниже Каширы берега становятся положе, ширина русла постепенно увеличивается, дости­гая местами (ниже впадения Осетра) 750 м, появляются острова. Остров напротив села Белые Колодези порос сос­новым лесом.

Ниже Калуги на левом берегу село Авчурино, где сохрани­лись памятники начала XIX века – усадебный дом (архи­тектор В. П. Стасов), Никольская церковь и парк. В 70 км за Калугой – Алексин. Первоначально город, но­сивший название Сторожок, находился выше по течению, на Ильинской горе. В XV веке был перенесен на новое место. Ныне Алексин – промышленный центр.

Долина Оки большей частью асимметрична. Левый склон пологий, далеко отстоящий от русла и отделенный от нее широкой поймой и терра­сами с озерами-старицами. Правый склон значительно короче и круче, про­резан многочисленными оврагами и балками.

В верховьях течение Оки быстрое, а русло извилистое. Река бежит от берега к берегу, намывая песчаные косы и островки, а на отдельных участ­ках и песчаные перекаты. Весной она широко разливается, иногда на де­сятки километров, затапливая долину. Высота подъема воды у Серпухова достигает 9, а иногда и 12 м.

Восточнее Серпухова на левом берегу Оки раскинулся Приокско-Террасный заповедник площадью 50 км2. Необычна и разнообразна расти­тельность заповедника, богата его фауна. Там живут лоси, кабаны, лисы и зайцы, косули и бобры, токуют тетерева и глухари, гнездятся певчие пти­цы. Более тридцати лет назад создан питомник, в котором разводят зубров.

Вторым удивительным районом на Оке можно считать Мещеру – мир дремучих лесов, многочисленных озер и болот, высоких трав. В юго-восточной части Мещеры находится Окский заповедник.

Один из наиболее крупных приокских городов, культурный и про­мышленный центр – город Рязань (основан в ХIв.), расположен на правом бере­гу Оки при впадении в нее реки Трубеж.

Продолжая течь на юго-восток, а затем на северо-восток, недалеко от устья Пры Ока образует крутую излучину, называемую «Медвежьей головой». Вскоре по­сле Мурома кончается полоса лесов, вдоль берегов тянутся луга и поля. Среди окских лугов разбросаны кусты ивняка и многочисленные неглубо­кие старицы. На лугах выделяются невысокие песчаные холмы и пониже­ния между ними – долы.

Перед городом Горбатовым река протекает через, так называемые, Окские во­рота – резко суженный участок долины, образованный отрогами Гороховецкой возвышенности. В этом месте в Оку слева впадает ее главный при­ток – река Клязьма.

Миновав арочный мост у Нижнего Новгорода, Ока вливается в Волгу, заканчивая свой 1500-километровый путь.

Несмотря на ряд неоспоримых качеств река Ока благодаря своей значительной ширине, пологим петля, протяженным, прямым или слегка изогнутым участкам, для байдарочного похода не является типичной рекой и путешествие по ней носит однообразный характер.

Байдарочные походы по реке Оке можно совершать как в дни предмайских или Октябрьских праздников (ограниченной протяженности маршруты), так и в летнее время.

На реке нет никаких препятствий, за исключением нескольких наплавных мостов (у городов Калуга, Кашира) через которые придется перетаскивать байдарки, если не будет раскрыт судовой пролет к моменту вашего подхода.

Возможны следующие маршруты:

  • город Калуга – город Серпухов – 130 км;
  • город Серпухов – город Кашира (станция Белопесоцкая) – 53 км;
  • город Кашира – город Коломна (до пристани) – 72 км;
  • город Калуга – город Коломна – 255 км;
  • город Алексин – город Коломна – 185 км;
  • город Серпухов – город Коломна – 125 км.

Транспорт: Подъезды до Калуги – поездом с Киевского вокзала (210 км), от вокзала до пристани на автобусе (5 км); до Серпухова – электричкой с Курского вокзала, от станции до пристани автобусом – 7 км; до платформы Белопесоцкая (перед станцией Кашира) электричкой с Павелецкого вокзала, от платформы до реки 1 км; до города Алексина – поездом с пересадкой или в городе Калуге или в Туле, от станции до реки 1 км.

Выезды из города Коломны со станции Голутвин электричкой на Казанский вокзал, до станции Голутвин от пристани на реке Оке около 4 – 5 км, курсирует автобус. Можно также ехать в Москву попутной автомашиной или рейсовым автобусом.

Притоки Оки, по которым возможен сплав на байдарках: Крома, Зуша (Раковка, Неручь, Чернь), Иста, Нугрь, Упа (Уперта, Шат, Солова, Плава), Жиздра (Брынь, Рессета, Вытебеть, Серена), Угра (Жижала, Воря, Ресса, Изверь, Шаня, Суходрев), Вашана, Таруса, Протва, (Берега, Исьма, Лужа), Нара, Скнига, Лопасня, Каширка, Большая Смедова, Осетр.

Река Ушна
Река Ушна

Расположение: Ушна – левый приток Оки. Протекает на юго-востоке Владимирской области.

Исток: у поселка Добрятино.

Устье: впадает в Оку выше села Благовещенское.

Длина – 160 км

Описание реки: Верховья реки (до деревни Новлянка) весьма живописны, много хороших мест для биваков на приречных террасах и небольших полянах. Местами река подмывает склоны холмов, образуя крутые обрывы. Берега реки красивы, особенно весной, во многих местах они выходят к реке крутыми обрывами, лес также вплотную подходит к воде. Вода чистая, прозрачная вполне пригодная для приготовления пищи. На реке у каждого поселения встречаются запруды, поэтому течение неравномерное. Перед запрудами река почти останавливается, а после начинает бежать с заметной скоростью. Дно реки, нередко чистое песчаное, но пляжные берега встречаются крайне редко.

Река сильно петляет, ширина ее в верховьях от 5 до 15м, встречаются небольшие каменистые перекаты, остатки плотин и запруд.

Описание маршрута:  В половодье, до половины мая, можно плыть от деревни Николо-Ушна, расположенной на шоссе Владимир – Муром. Долина реки вначале неширокая, к ней с обеих сторон спускаются крутые песчаные, поросшие смешанным лесом, холмы. Ушна течет здесь на север.

Ниже деревни Карпово предстоит обнос плотины по левому берегу.

До деревни Ознобишино встретятся несколько перекатов и завалов. Мост в деревне разрушен, но проход под ним свободен. В межень вполне комфортно начинать маршрут от деревни Ознобишино.

У автомобильного моста деревни Юромка‚ встретится крупная запруда, которую придется или обнести (около 60 м по правому берегу) или совершить двойную проводку через левый затон.

В 1,5 км ниже, у подножья холма, круто спускающегося к реке, бьют ключи.

У подножья крутого левобережного холма, на котором стоит деревня Жары‚ проходим остатки плотины. Ширина реки здесь в межень 15 м. На южной излучине реки раскинулся поселок Красная Ушна, в конце которого предстоит обнос запруды (50 м по правому берегу) или проводка.

После деревни Ярцево так же придется преодолеть запруду с водосливом. Ширина реки ниже увеличивается до 20 м. Проходим деревню Святцы с мостом. Проходим оборудованную на реке трассу для гребного слалома.

Перед деревней Новлянка, в месте где река наиболее близко подходит к железнодорожному полотну, имеется оборудованное место для стоянки со столом и скамейками, кострищем и местом для палаток.

Проходим мост у деревни Новлянка, затем через З км железнодорожный  мост линии Ковров – Муром у деревни Новлянка и еще один пеше-автодорожный мост.

За Новлянкой берега реки вначале низменные и безлесные. Затем по левому берегу лес растет ниже села Дуброво с мостом. До устья левого притока реки Колпь, у села Кондраково с мостом, река течет в открытых берегах и поворачивает на юго-восток. Ниже большого села Молотицы с автодорожным

мостом к левому берегу вновь постепенно приближается лес, не подходя вплотную к воде. После села Вареж и правого притока реки Морозимо, у села  Борисоглеб, реку пересекает мост шоссейной дороги Муром – Вязники. Ниже лес подходит вплотную к левому берегу. В низовье лес отходит от берегов Ушны‚ река поворачивает с юго-востока на северо-восток и вступает в Окскую пойму, впадая в Оку чуть выше села Благовещенское.

Километраж: мост в Николо-Ушна – мост в Ознобишино, 8,5 – запруда в Юромке, 7,5 – мост в Красной Ушне, 7,5 – автомобильный мост д. Новлянка, 34 – с. Молотицы, 33 – устье, 31

Описание похода п ореке Ушна можно посмотреть ЗДЕСЬ

Река Угра
Река Угра
Река Угра

Река Угра – одна из немногих рек дальнего Подмосковья по своим туристским возможностям заслуживающая большего, внимания со стороны туристов-водников.

Сравнительная близость к Москве, удобные пути сообщения, значительная протяженность реки, красивые берега все это позволяет хорошо провести отпуск в водном нетрудном путешествии на реке Угре.

Река Угра берет свое начало в окрестностях города Ельня (Смоленская область) и течет вначале в северном направлении, а затем в восточном. У райцентра Всходы река поворачивает на северо-восток и долго выдерживает это направление.

У деревни Антипино (устье реки Жижила) – это самая северная точка реки, Угра круто поворачивает на юго – восток и течет в этом направлении до впадения в реку Оку.

Устье реки Угры в 12 км выше города Калуги.

Общая длина реки Угры свыше 400 км, а предельно возможная протяженность для байдарочного маршрута около 375 км от станции Коробец.

Более уверенный маршрут – от села Городок, однако подъезд к нему возможен только случайной машиной, причем последние 25-30 км – проселком.

Наиболее доступным по легкости подъезда к реке – это маршрут от станции Угра до которой ходят поезда с Белорусского вокзала.

Река Угра течет почти на всем протяжении в высоких берегах местами холмистых, местами высоких и круто спадающих к воде. Берега почти повсеместно покрыты хорошим смешанным и лиственным прибрежным лесом. Лес, как правило, подходит почти и самой воде.

Только в отдельных местах – значительный район около райцентра Знаменка, после города Юхнова и последние километры перед впадением Угры в реку Оку – берега безлесные, более населенные и открытые.

Бедны лесом берега верховья Угры, от станции Коробец до селения Городок протяженностью 25 – 30 км. Здесь берега преимущественно покрыты кустарником и мелколесьем, а река извилистая, мелководная и узкая, берега низкие.

Ниже села Городок леса подходят к реке, берега повышаются до 2 – 2,5 м, ширина достигает 7 – 10 м, глубина не более 0,7 м.

У деревни Городищи, откуда начинается водный маршрут при начале путешествия от станции Угра, река достигает ширины 15 – 25 м, берега заметно повышаются, много леса, после впадения притока Гордоты, Угра становится полноводной.

После скучного безлесного участка у города Знаменка, река снова течет в высоких берегах, круто или полого сбегающих к воде. Река малолюдная, так как населенных пунктов вблизи воды очень мало. В русле реки много камышовых зарослей, причем они настолько густы и обширны, что приходиться с трудом пробивать путь для байдарок.

Мест для ночных стоянок и дневок очень много, выбирать их не приходится, однако есть места красивые и удобные, но с трудным выходом с воды на берег (обрывистые берега и прибрежная значительная глубина реки).

В русле имеются легко проходимые естественные и искусственные препятствия: мели, стремнины, камни. Они встречаются в районе райцентра Знаменка, деревень Дрожжино, Антипино, Куренки, Плюсково, ниже устья притока Вори, ниже села Никола Ленивец и ряда других мест.

Также встречаются:

  • старые сваи разрушенных мостов у города Знаменки и деревни Знаменки;
  • наплавные мосты в верхнем течении реки у деревни Захарьевское, Жули, Велишки (выше райцентра Всходы).

В русле реки кое-где попадаются островки, заросшие ивняком и высокой травой.

Протяженность маршрутов:

  • полный маршрут от станции Коробец железной дороги Смоленск – Сухиничи (в 20 км от города Ельня) до города Калуга (от устья Угры вниз по Оке – 12 км) – около 375 км. Недостатками маршрута являются необходимая пересадка в Смоленске на местный поезд и мелководный, малоинтересный участок реки в 22-30 км.
  • маршрут от села Городок до города Калуги – 345 км. Недостатком этого маршрута является необходимость добираться до села Городок случайным транспортом частично по проселочным дорогам или от города Вязьмы или сразу от Москвы (через Вязьму).
  • маршрут от деревни Городищи (3 км от станции Угры железной дороги Вязьма – Брянск) до города Калуги – 285 км.
  • от райцентра Знаменки до города Калуга – 250 км. В этом случае от города Вязьмы до райцентра Знаменки необходимо добираться рейсовым автобусом.
  • от райцентра Юхнов до города Калуга – 125 км. До Юхнова можно добираться только рейсовым автобусом или из Москвы или из Малоярославца Киевской железной дороги.

Первые четыре маршрута можно заканчивать в городе Юхнове, сокращая их длину на 125 км без большого ущерба для путешествия. Однако выехать из Юхнова на автобусе с большим грузом бывает затруднительно, так как автобус идет транзитом и в нем обычно много народа.

Необходимо предостеречь туристов от попыток начать маршрут от деревни Антипино и воспользоваться для подхода к этому начальному пункту речкой Жижила, протекающей вблизи станции Жижило (перед Вязьмой). Речка Жижила непроходима для байдарок. Она извилиста, безводна летом и сильно засорена.

Реки Суходрев - Шаня - Угра
Реки Суходрев, Шаня
Реки Суходрев, Шаня

Этот маршрут проходит по четырем рекам, каждая из которых является притоком следующей реки. Река Суходрев – приток реки Шани, река Шаня – левый приток Угры, и последний – левый приток реки Оки.

Маршрут начнется от станции Суходрев Киевской железной дороги и заканчивается на реке Оке или в городе Калуге или в другом пункте ниже по течению (города Алексин, Таруса, Серпухов и другие).

Река Суходрев (станция того же названия Киевской железной дороги) представляет собой значительную по размерам речку, шириной около 10 м, глубиной 50 – 60 см.

Река очень извилистая, протекает по холмистой местности. Правый берег более высокий. Почти на всем протяжении оба берега реки густо заросли ивняком и ольховником, которые местами настолько развесисты, что перекрывают речку зеленым лиственным сводом.

Места живописные, однако, прибрежных лесов мало. Они начинают появляться на левом берегу после деревни Лопатино (около 20 км от начала пути).

Глубина реки достаточная для плавания по ней во все летние месяцы. Дно реки местами из плотной глины, местами песчаное. В отдельных местах могут встречаться небольшие завалы из хвороста, коряг и тростника, главным образом после весеннего половодья.

Плотин на реке нет, но встречаются в значительном количестве лавы и низкие переходные мостики, под которыми байдарки не проходят.

Река Шаня схожа с рекой Суходревом, но шире и глубже, кроме того на Шане встречаются омуты с быстрым вихревым течением, могущие занести байдарку под прибрежные кусты, нависающие над водой.

Река Угра широкая, до 40-50 м и полноводная, с высокими берегами. Лесов мало, много селений, места открытые и однообразные. При этом, чем ближе к устью, тем скучнее становятся берега Угры. Ниже деревни Колтищево (около 1 км от устья) Угра течет в совершенно открытых берегах.

Последний участок маршрута – река Ока, широкая многоводная. Левый берег относительно лесистый, но к нему менее чем в километр от реки подходит шоссе. Правый берег луговой с ивняковыми зарослями.

Найти хорошее место для стоянки с дровам трудно. Можно найти подходящее место на правом берегу Оки вскоре за поворотом, не доходя 4-5 км до Калуги.

Протяженность маршрутов:

  • по реке Суходрев                                               – 45 км
  • по реке Шане                                                      – 10 км
  • по реке Угре                                                        – 40 км
  • по реке Оке (до наплавного моста)                  – 12 км.

Всего около 107 км.

До станции Суходрев (176 км) ехать поездом с Киевского вокзала. От станции до реки 200-300 м.

Выезд из города Калуги поездом по Киевской железной дороге. От реки до вокзала около 5 км. Ходит городской автобус.

Река Шаня
Река Шаня

Расположение: Река Шаня, левый приток Угры. Протекает в Смоленской и Калужской областях. Основное направление течения – юг.

Исток: Берёт начало к югу от деревни Басманово Смоленской области, до слияния с притоком Великая называется Большая Шаня.

Устье: река Угра (в 36 км от устья)

Длина: – 131 км (из них 127 км по Калужской области)

Описание реки: В пригодной для сплава части, река течет в окружении густых прибрежных кустарников и лесов. Встречаются сосновые боры, расположенные на высоких пригорках, немного отстоящих от русла реки. Нередко встречаются расширения реки с островами и подболоченной местностью. Возможны завалы.

Русло у реки не широкое и не глубокое (у поселка Гусевово ширина около 10  метров, а глубина 0,5 м). На протяжении от Гусево до Варшавского шоссе на реке много каменистых перекатов, встречаются завалы, болотистые разливы. Нередки бобровые плотины. Дно реки, в основном, каменистое, плоское, без явно выраженного фарватерного углубления. Хоть река считается быстротечной, на самом деле скорость водного потока не превышает 0,2 м/секунду.

Основные притоки: левые – Рудня, Трубенка, Суходрев; правые – Костижа, Городенка.

Описание маршрута: Для сплава, при любой воде, скорее всего, пригодна часть реки после автомобильного моста Варшавского шоссе длиной 56 км, а по большой воде  (Рыжавский Г.Я. справочник «По рекам и озерам Подмосковья») можно рискнуть идти от деревни Терехово, или от автомобильного моста у деревни Гусево. Речка здесь мелкая и узкая. Берега часто высокие и крутые.

На реке много бродов.

Берега в основном нетронуты деятельностью человека. Редкие деревни с воды не видны. Встречаются высокие пешеходные мостики. На берегах реки совсем нет отдыхающих, автотуристов, рыбаки  встречаются крайне редко.

Хороших мест для стоянок немного. Берега высокие, холмистые, обрывистые, в основном глинистые, покрытые густой, высокой травой, кое-где лесистые. По не официальным сведеньям, Шаня является самой красивой рекой Калужской области.

Флора и фауна реки очень разнообразны.

Местами река протекает по заболоченной местности, где разделяется на много  ручейков, текущих в высокой траве, затрудняющей просмотр перспективы. Здесь можно немного поплутать. Главное правило – стараться держаться основной струи.

Описание похода по реке Шаня  в 2018 году можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Километраж: Терехово – с. Шанский завод,14 – д. Радюкино (мост шоссе Медынь – Юхнов), 39 – г. Кондрово, 33 – пос. Полотняный Завод, 14 – Устье, 9

Река Протва
Река Протва
Река Протва

Река Протва – левый приток реки Оки, берет начало западнее города Можайска. Течет на юго-восток, делая на своей 286 км длине несколько крупных извилин. Она меняет свое течение между восточным и южным направлениями. Впадает Протва в Оку в 12 км выше Серпухова.

Река Протва проходима для байдарок от села Борисово, находящегося на самой северной излучине в 10 км южнее станции Можайск. Однако, река между Борисовом и Вереей очень узкая и трудно проходима как весной, так и летом из-за крупных и частых поворотов, мелководья, засоренности русла зарослями камыша и донной травы, а после половодья – корягами, хворостом. К концу же русло реки каменистое.

Несмотря на это, данный участок очень живописен и является, пожалуй, самой красивой и уютной частью маршрута по реке Протва.

После города Верея река становится более широкой и полноводной, протекает в узкой долине с очень высокими берегами и делает многочисленные и причудливые излучины, следующие одна за другой. Здесь много лав и низких мостиков, под которыми едва бывает возможность протолкнуть байдарку без гребцов. Под некоторыми удается пройти, прячась в кокпит байдарки.

На участке реки Борисово – Боровск на высоких берегах реки много леса, река очень живописна, много удобных мест для ночных стоянок.

В районе города Боровска почти нет лесов, а далее до железнодорожного моста Киевской железной дороги лесов мало. Река здесь делает большие спокойные излучины. Перед самым железнодорожным мостом справа в реку Протву впадает значительный приток Лужа, по которому весной проводится сплав леса. Приняв воды реки Лужи, Протва становится полноводной и широкой (20-25 м). Ниже железнодорожного моста Протва довольно резко меняет свой характер. Долина реки расширяется, леса отступают вглубь берегов и только по левому берегу в отдельных и редких местах они подходят близко к берегу.

Правый берег луговой, открытый и лишь кустарник и отдельно стоящие ветлы обрамляют его. Река продолжает петлять, хотя петли становятся короткими с крутыми поворотами.

На всем нижнем течении реки подыскать место для стоянки трудно, поэтому следует руководствоваться следующими указаниями:

  • возможен бивуак вблизи устья реки Лужи (перед железнодорожным мостом);
  • в лесном массиве напротив селения Нижняя Слобода (около 30 км ниже железнодорожного моста);
  • в лесном массиве около села Бор (или Красный Бор) в 8-10 км ниже города Высокиничи;
  • в лесном массиве напротив селения и бывшей фабрики Юрятино, что в 8 км выше устья реки Протвы.

Берега Протвы на нескольких последних километрах перед впадением в реку Оку и сами берега Оки от села Дракино (расположенного у устья Протвы) до железнодорожного моста   Курской железной дороги через реку Оку открытые, унылые и путешествие на этом участке маршрута скучное, но неизбежное, т.к. маршрут обычно заканчивается или у пристани Серпухов (размещена у устья Нары) или у железнодорожного моста, вблизи которого имеется станция Ока Курской железной дороги. Рядом с железнодорожным мостом находится шоссейный мост.

На реке Протве имеются искусственные препятствия:

  • многочисленные низкие мостики между городом Вереей и городом Боровском;
  • плотина у поселка Обнинское, в 9-10 км выше железнодорожного моста Киевской железной дороги, обнос по правому берегу;
  • мост у Ермолинской фабрики, примерно в 14 км ниже Боровска пролеты которого загромождены старыми сваями и камнями, течение очень быстрое, требуется проводка байдарки;
  • старая разрушенная плотина у села Кременки (устье левого притока Боровки) примерно в 19-20 км до устья плотины, при хорошей воде можно пройти с хода. Однако следует опасаться свай и скоб старого моста;
  • разрушенная в дни войны плотина у села Юрятино, в 7-8 км от устья. Требуется обнос моста.

Протяженность маршрутов:

  • полный маршрут от села Борисово до устья и далее 12 км по Оке до города Серпухова, т. е. до пристани или до мостов через реку Оку (шоссейного и железнодорожного моста)                                                                                        – около 225 км;
  • от города Вереи до города Серпухова                                                            – 200 км;
  • от села Шемякино Киевской железной дороги до Серпухова        – около 100 км;

Маршруты по верховью Протвы:

  • село Борисово – станция Шемякино                                                  – 125 км.
  • город Верея – станция Шемякино                                                       – 105 км.

Любой из первых трех маршрутов целесообразно, при наличии возможностей, продлить по реке Оке до города Каширы или даже до города Коломна.

  • от Вереи до Каширы                                                                            – 250 км.
  • от Вереи до Коломны                                                                           – З25 км.

Пути подъезда и выезда:

  • до села Борисово электричкой до станции Можайск, далее рейсовым автобусом (10 км).
  • до Вереи электричкой до станции Дорохово с Белорусского вокзала, далее рейсовым автобусом (29 км).
  • до села Шемякино поездом до станции Шемякино (113 км) с Киевского вокзала. От станции до реки Лужи менее 1 км, до реки Протвы – около 2 км. Река Лужа сплавная, поэтому засоренная топляками речка.
  • от реки Оки до станции Серпухов (Курской железной дороги) курсирует рейсовый автобус и от пароходной пристани и от станции Ока, которая расположена перед мостом на левом берегу (от пристани до станции около 7 км) от станции Серпухов электричка до Курского вокзала.

Маршруты по реке Протве можно заканчивать в самом устье реки, перед автогужевым мостом, не входя в реку Оку. От деревни Дракино расположенной на левом берегу реки Протвы у устья до города ходят рейсовые автобусы (13,5 км).

Река Нара
Река Нара
Река Нара

Река Нара – левый приток Оки, вытекает из Нарских прудов, расположенных юго-западнее города Кубинки, течет в юго-восточном направлении и впадает в реку Оку вблизи города Серпухова.

Общая длина реки – 135 км. Нарские пруды являются рыборазводящим заказником и плавание по ним не разрешается, а вытекающая из них Нара мелководна, местами засоренна. Для туристских целей пригодно среднее и нижнее течение реки Нары, то есть от города Нарофоминска до устья на протяжении 110 км.

Река Нара течет в узкой долине и делает много петель. Берега почти на всем протяжении высокие, холмистые и покрыты смешанным лесом. Река очень живописна, на берегах много удобных и красивых мест для стоянок. Заселенность берегов в среднем течении реки небольшая, но к устью увеличивается. После села Рай-Семеновское и фабрики “Пролетарская” – леса уступают место полянам и рощам.

В период паводка и вскоре после него Нара представляет собой бурную речку с очень большой скоростью течения воды.

В летнее время уровень воды и скорость течения резко падают, река становится маловодной, сильно мелеет, обнажаются мели и перекаты. Их очень много в начале маршрута. Имеются отмели после села Тарушино (на 52 км от начала пути), после рабочего поселка Пролетарский, ниже которого почти до самого устья Нары, на протяжении более 10 км, одна мель следует за другой.

На реке имеется ряд искусственных сооружений, которые требуют обноса:

  • плотина у деревни Агенцово, где расположена бумажная фабрика (10 км от начала пути).
  • наплавной мост у деревни Верхнее Шахлово (86 км от начала пути).
  • наплавной мост перед селом Рай-Семеновское (93 км от начала пути).
  • плотина у рабочего поселка Пролетарский, где разместилась крупная текстильная фабрика (95 км от начала пути).

Туристские возможности реки Нары ограничены. Полный маршрут от города Нарофоминска до города Серпухова возможно проходить только в ранневесенний непродолжительный период, пока не спадет паводок. После периода длительных летних дождей или при не засушливом лете можно пройти часть общего маршрута на байдарке, начав плавание от деревни Панино, стоящей на правом берегу у пересечения Калужского шоссе с рекой Нарой и закончить у рабочего поселка Пролетарский.

Продолжительность маршрутов:

  • полный маршрут (для весеннего периода) от города Нарофоминска до города Серпухова – 110 км;
  • сокращенный маршрут для весеннего периода, при котором исключается низовье реки с безлесными берегами от города Нарофоминска – до рабочего поселка Пролетарский – 95 км;
  • Маршрут летнего времени от деревни Панино до поселка Пролетарский – 60 км.

Подъезд к исходным пунктам:

  • до города Нарофоминск – электрчкой с Киевского вокзала;
  • до деревни Панино – рейсовым автобусом, идущего на Малоярославец с Тишинской площади – 80 км.

Выезд с конечных пунктов:

  • от поселка Пролетарский местным рейсовым автобусом до станции Шарапова Охота Курской железной дороги (9 км), далее электропоездом.
  • при окончании маршрута в городе Серпухове – городским автобусом до станции Серпухов (3 км) далее электричкой на Курский вокзал.
Река Лопасня
Река Лопасня
Река Лопасня

Река Лопасня – левый приток Оки, берет свое начало северо-западнее города Чехова и течет вначале на юго-восток, а после села Семеновское резко поворачивает на юг. Впадает Лопасня в Оку в 23 км выше города Каширы (точнее от железнодорожного моста Павелецкой железной дороги). Лопасня после города Чехова, откуда можно начинать байдарочный поход, сначала течет в слабо всхолмленных, мало лесистых берегах, покрытых ольховником и ивняком. Ширина реки 5 – 8 м, глубина достаточная для прохождения байдарок. После деревни Баранцево  берега становятся высокими, особенно правый, и лесистыми, однако, глубина реки становится незначительной, появляются каменистые мелководья (ниже деревни Попово), а ниже  села Семеновское – на протяжении нескольких километров следуют одна за другой щебенистые отмели-перекаты.

Ниже  села Хатунь река опять становится достаточно глубоководной. Оба берега высоко поднимаются над водой,  они заросли хорошим смешанным лесом и изрезаны оврагами.

Более чем на 20 км Лопасня течет в таких высоких лесистых берегах, делая большие и спокойные  излучины. Здесь много красивых мест и живописные дали. Вскоре после  села Турханово, которое расположено в 10 км от устья, Лопасня, вступает  в пойму реки Оки.

При высокой воде (вскоре после весеннего половодья или после больших летних дождей)  Лопасня проходима  на байдарке от города Чехова на всем своем протяжении до устья.

В летние месяцы обнажаются мелководные участки и, кроме того во многих местах русло густо зарастает тростником и осокой. Река живописна, много хороших мест для стоянок. Среднее течение реки заселено значительно, но ниже  села Хатунь населенные пункты на берегах встречаются редко.

На реке Лопасня имеются следующие искусственные и естественные препятствия:

  • сваи старого моста у деревни Попово (25 км от города Чехова), при малой воде может потребоваться обнос или  проводка байдарки;
  • каменистый перекат ниже  деревни Попово;
  • плотииа перед селом Семеновское, обнос по правому берегу (32 км от города Чехов);
  • затопленная колючая проволока в русле (бывшее колючее заграждение) вскоре за плотиной (100 м) на протяжении около 200 м. Следует идти тихим ходом соблюдая особую осторожность;
  • мелководный участок реки ниже села Семеновское, с большим числом следующих друг за другом щебенистых перекатов. Он тянется почти до села Хатунь;
  • плотина у деревни Починки (7 км ниже села Хатунь).
  • разрушенная плотина у  села Турово, обнос или осторожный проход (если позволяет уровень воды) у правого берега. У левого берега очень бурное течение;
  • камни в русле реки ниже моста у деревни Турово. Находясь за резким поворотом реки, течение которой в этом месте быстрое, камни издали не просматриваются и байдарку может на них занести. Надо быть осторожным не разгонять байдарку. Рекомендуется, поднявшись на мост,  просмотреть русло реки и выбрать лучший вариант прохождения этого сложного участка.

Возможны следующие маршруты:

  • полный маршрут при высокой воде (в первомайские праздники) от города Чехова до села Прилуки, находящегося в 2,5 км. Протяженность маршрута 80 км. От пристани Прилуки до наплавного моста курсирует пассажирский катер, но надо подгадать к его приходу. От пристани у Каширы до железнодорожной станции – 3 км;
  • полный маршрут (при полной воде) от города Чехова до железнодорожного моста через Оку Павелецкой железной дороги, откуда до станции Белопесоцкая (на левом берегу) не более 1 км.

Напротив города Каширы встретится наплавной мост, его надо обносить –  105 км. Эти два маршрута можно сократить на 11 км начиная поход от села Крюково, находящегося в 2,5 км от платформы Луч Курской железной дороги (следующей за Лопасней).

  • летний маршрут (в любой летний месяц) от  села Хатунь до деревни Прилуки или  до  станции Белопесоцкая.  В первом случае протяженность маршрута составит около 35 км, во  втором – 58 км.

Транспорт: К начальным пунктам – станции Лопасня или платформе Луч надо ехать электропоездом с Курского вокзала. От  обеих станций до реки около 2 – 2,5 км, но до города Чехова от  станции Лопасня курсирует автобус. От платформы Луч до реки надо добираться пешком,  попутных машин нет. С конечного пункта маршрута – станции Каширка (108 км) или платформы Белопесоцкая (103 км) надо  ехать  электричкой с Павелецкого вокзала.

В случае начала маршрута от села Хатунь, добираться можно рейсовым автобусом от Михнево (20 км).

Описание похода по реке Лопасня смотри Здесь.

Река Каширка
Река Каширка
Река Каширка

Река Каширка – небольшой левый приток Оки, берет начало северо-западнее станции Михнево, течет на юго-восток, вблизи и почти параллельно Павелецкой железной дороге. Впадает Каширка в Оку в 4-х км ниже железнодорожного моста на Павелецкой железной дороге. Длина Каширки – 60 км.

Река извилистая и узкая, на берегах много леса, маловодная, сильно мелеет в среднем течении, поэтому плавание по ней на байдарке в летние месяцы не рекомендуется – обнажаются каменистые перекаты.

В среднем течении реки Каширки имеется одна плотина, кроме того в нескольких местах русло перегорожено заборами животноводческих хозяйств. Имеются лавы и низкие мостики. После половодья русло реки, особенно в верховье, загромождается завалами. Таким образом реку Каширку следует отнести к труднопроходимым рекам, хотя и с коротким маршрутом. Самый протяженный и самый трудный маршрут по Каширке – 45 км, из них по реке Оке до железнодорожного моста – 4 км.

Маршрут следует начинать немного выше деревни Новоселки, расположенной вблизи станции Шугарово Павелецкой железной дороги (80 км от Москвы), до реки 1,5 км.

Сокращённый и более легкий маршрут – от поселка Петрово (добираться рейсовым автобусом – 8 км от станции Жилево Павелецкой железной дороги). Длина этого маршрута – 28-30 км.

В обоих случаях маршрут следует заканчивать у железнодорожного моста на реке Оке, откуда до станции Белопесоцкой не более 1,5 км. Далее электричкой на Павелецкий вокзал.

Реки Цна - Шья
Реки Цна и Шья
Реки Цна и Шья

Реки Цна и Шья являются незначительными левыми притоками Оки впадающими в нее несколько выше поселка Белоомута.

Река Цна берет начало на северо-востоке от города Егорьевска, течет вначале на юго-восток, потом на юг и, наконец, на юго-запад. Река Шья значительно меньше реки Цны, течет почти параллельно Цне в ее нижнем течении.

Цна очень извилистая речка, течет в высоких берегах. На левом берегу много леса, берег сухой. Лес преимущественно состоит из осины и ольхи, изредка вкраплены береза и ель. Правый берег более низкий, открытый, безлесный, занят пашнями и лугами.

Река Шья вытекает из обширных болот, которые рассечены осушительными каналами, сбрасывающими воду в реку Шью. Южнее болот Шья спокойно течет по заболоченной низине, покрытой осиново-ольховым лесом. Река почти не делает поворотов и течет довольно прямолинейно. Во время паводка воды реки Шьи легко выходят из нижних берегов, затопляя обширные пространства низины, а в зоне Окской поймы – сливается с водами Оки. Только редкие прибрежные ивняковые кусты обозначают истинное русло реки Шьи.

В маршрут входит прохождение на байдарке среднего и нижнего течения реки Цны (не доходя до устья Цны) – затем движение по Дровацкому каналу, соединяющему низовья рек Цны и Шьи, и, наконец, плавание по реке Шье с выходом в Оку.

Начинается маршрут у поселека Жабки, расположенного на пересечении реки Цны шоссейной дорогой Егорьевск – Спас-Клепики.

Заканчивать маршрут следует у станции Фруктовая Рязанской железной ддороги в 7 км ниже Белоомута.

Канал Дровацкий отделен от Цны дамбой, поэтому канал с реки не виден и свободного входа в него нет. Канал связан с рекой Цной лишь двумя переливистыми трубами, торчащими из земляной дамбы и изливающими воду из канала в Цну.

Таким образом, течение в канале будет встречное движению байдарок и течение это довольно значительное, особенно в начале канала. Ширина канала 6-8 м, чтобы попасть в канал, необходимо преодолеть волок через дамбу, высотой около 5 м с крутыми откосами.

Сопряжение канала с Цной находится ниже поселка Горки, вскоре после впадения в реку ее правого притока реки Устань. Пройдя устье Устани, следует внимательно просматривать левый берег, чтобы не проскочить сливные трубы (до них от устья Устани не более 1,5 км).

На реке Цне препятствий нет. Первое препятствие – это волок на канал.

На реке Шье встретятся два наплавных моста: один полуразрушенный, несколько ниже канала, второй у совхоза Нагорный Бугор (8 -9 км ниже первого).

При выходе Шьи в пойму реки Оки – начинается открытая местность.

Протяженность маршрута:

по реке Цне                                                                  – около 49 км

по Дровацкому каналу                                              – 10 км

по реке Шье                                                                – около 19 км

по реке Оке                                                                  – 7 км

Всего – 85 км.

На берегах канала и реки Шьи мест для стоянок нет, но остановки возможны.

К начальному пункту – поселку Жабки надо ехать поездом до города Егорьевска (115 км) с Казанского вокзала (через город Куровское), а из Егорьевска автобусом по шоссе на Спас-Клепики (или попутной машиной) – 35 км.

Выезд со станции Фруктовая (151 км) поездом по Рязанской железной дороге. Следует иметь в виду, что последний беспересадочный поезд на Москву проходит через станцию Фруктовая около 8 часов вечера.

Мещерский край - реки Бужа и Пра
Мещерский край (реки Бужа и Пра)
Мещерский край (реки Бужа и Пра)

Водное путешествие по Мещерскому краю заключается в прохождении на байдарке низовьев реки Бужи, системы мещерских озер и приток, соединяющих озера и, наконец, плавание по извилистой реке Пре с выходом в Оку, по которой можно пройти отрезки пути разной протяженности.

Века Бужа – широкая и глубокая в своем нижнем течении, плавно несет свои буроватые воды в живописных, заросших дубовыми лесами не очень высоких, но крутых берегах. Кое-где русло реки Бужа перекрыто заколами, в большинстве которых оставлены проходы. Река Бужа впадает двумя рукавами в самое северное озеро Мещеры – Святое озеро.

За несколько километров до озера прибрежный лес переходит в кустарник, который затем совсем пропадает, а берега становятся заболоченными – это зарастающий участок озера. Останавливаться на ночной  бивуак здесь негде и нужно следовать до юго-восточного берега озера Святого.

Мещерские озера расположены в меридиальном направлении на стыке Московской, Владимирской и Рязанской областей и представляют собой цепь озер, связанных между собой узкими или широкими протоками. При этом входы некоторых из них теряются в густых береговых зарослях  ивняка, которые, в свою очередь, сильно зарастают к концу лета   осокой и тростником.

Прибрежным тростником зарастают также и большинство озер, из которых особенно сильно Мартыновское, очень мелководное, самое южное и последнее в системе Мещерских озер.

Первым на ходу маршрута встречается озеро Святое. Северный и западный берега Святого озера низкие, открытые, заболоченные. Восточный берег – возвышенный, песчаный, покрытый небольшой прибрежной сосновой рощей. Здесь удобное место для ночной стоянки. На середине озера большой остров, заросший ивняком. Длина Святого озера около 6 км, а длина протоки в озеро Имлес около 1 км. В протоке, у выхода из озера Святого находится закол.

На следующем небольшом озере Имлес много заколов. Это озеро очень незаметно переходит в очень вытянутое озеро Дубовое, все берега которого низкие и заболоченные, однообразные и открытые. Только у южного конца озера, берега, повышаются. Длина озера Имлес и Дубового около 16 км и их надо проходить без остановки, так как сколько-нибудь подходящих мест для стоянок нет.

Озеро Дубовое широкой горловиной соединяется с озером Шагора, кото­рое связано, в свою очередь, с озером Великим, самым крупным озером Мещеры, но находящимся вне маршрута и соединенным широкой протокой с озером Ивановским. Над протокой перекинут мост шоссейной дороги.

Из озера Ивановского вытекает река Пра, которая до следующего озера – Мартыновского – более напоминает широкую протоку с крупными извилинами и с несколькими озеровидными уширениями.

Длина этой реки – протоки около 16 км,  а общая длина озер Шагора и Ивановского со связывающей их протокой около 10 км.

Берега озер Шагора и Ивановское, а также верхового участка реки Пры холмистые, песчаные, сухие, поросшие сосняком. И хотя на них довольно густо разбросаны деревеньки, найти место для стоянки нетрудно.

Последнее и самое южное озеро в цепочке Мещерских озер – Мартыновское. Из его северных оконечностей вытекает река Пра. Мартыновское озеро самое мелкое из озер, довольно интенсивно зарастает к середине лета тростником, осокой, лилиями и пр. В результате плавание по озеру и ориентировка сильно затруднены. Надо стараться все время выходить на чистую воду и держать курс на север. Ориентиром  правильного курса может служить отдельно стоящая на северном, берегу озера старая ветла. Она растет у  выхода реки Пра из озера.

Пра, по которой продолжается байдарочный маршрут после прохождения Мещерских озер, является наряду с Угрой второй рекой дальнего Подмосковья, как бы созданной природой для интересного и нетрудного многодневного путешествия. Река Пра заслуженно пользуется большим вниманием москвичей туристов-водников.

Пра причудливо извиваясь, сильно петляя, протекает по лесистой равнине сперва почти на юг, а после поселка Деулино начинает постепенно менять южное направление  на восточное, которое и сохраняет до устья.

Река Пра впадает в Оку несколько выше пристани Кочемар на реке Оке. На протяжении первых 20 км по выходе из Мартыновского озера Пра протекает в сравнительно открытых, хотя и высоких с песчаными осыпями, берегах, заросших сосновыми рощицами и густо заселенными. На этом участке реки расположен райцентр Спас-Клепики и десяток деревень, разбросанных по обоим берегам реки.

После поселка Рабочая Слобода (около 20 км ниже города Клепики) река вступает в зону сплошных лесов, в которых смешанные леса чередуются величественными сосновыми борами и густыми дубравами. И только при вступлении Пры в широкую пойму Оки, вскоре после Брыкина Бора пленительные леса оставляют реку и их заменяют прибрежные ивовые за­росли и обширные заливные приокские луга.

На реке Пре, особенно в ее нижнем течении, много уютных заводей, заливчиков и стариц,  заросших осокой, лилиями и т.д.

Песчаных отмелей почти нет, травянистые берега круто спадают к воде. Река с самых своих верховьев   достаточно широкая и глубокая и проходима на байдарке во все летние месяцы. Течение, за исключением отдельных мест, медленное, искусственных препятствий на реке нет, лишь встречаются две несложные западни: одна  у лесозавода после устья левого притока Кадь (около 7 км ниже села Деулино) и вторая в самом устье Пры, заполненная дровами. Бывает целесообразнее сделать обход ее по старице справа от основного русла.

Река Пра сплавная река, а в весеннее время бурно несет свои воды, подмывая берега и выкорчевывая прибрежные деревья. Поэтому в русле реки кое-где встречаются топляки и коряги.

Левый берег нижнего течения Пры почти на протяжении последних 35 км до устья находится в ведении Государственного Окского заповедника. На этом берегу запрещается останавливаться и разводить костры. Начало заповедника,  примерно в 15 км ниже устья правого притока реки Белой.

В береговых норках Пры  живет несколько семей бобров,  их пребывание легко обнаружить по результатам их деятельности – сваленным деревьям и погрызам на осиновых столбах.

Ока в месте впадения в нее  Пры – широкая, многоводная, достаточно глубокая и судоходная со сравнительно быстрым течением. Берега открытые, луговые, только ниже пристани Ламы появляются небольшие сосновые перелески.

Можно совершить  водное путешествие по Мещере  в следующих вариантах:

  1. Озерный вариант то есть прохождение только по Мещерским озерам. Маршрут начинается от разъезда Тасино Казанской железной дороги (171 км) и заканчивается в городе Спас-Клепики. В маршрут входит прохождение низовья реки Бужи (около 20 км), прохождение озер Мещеры и соединяющих их проток (около 50 км) и самого верховья Пры (около 10 км). Общая длина маршрута около – 80 км.
  2. Речной вариант, то есть прохождение всей Пры с выходом в Оку. Маршрут начинается от города Спас-Клепики и заканчивается у пристани Кочемары (или у города Касимова) –  220 км (280 км).
  3. Полный маршрут – от разъезда Тасино до пристани Кочемары на реке Оке – 300 км.

До разъезда Тасино Казанской железной дороги следует ехать поездом, от разъезда до реки Бужи около 2 км.

Выезжать и приезжать в город Спас-Клепики несколько труднее, так как на пути надо сделать две пересадки. Сначала надо ехать до станции Пристань, расположенной на левом берегу Оки, и, наконец, местной узкоколейкой до города Спас-Клепики.

Заканчивая маршрут у пристани Кочемары (или в городе Касимове) следует возвращаться пароходом до Коломны,  а потом пересаживаться на местный электропоезд. Груз при желании можно оставить на пароходе,  который доставит его до московского южного речного вокзала.

Описание похода по реке Пра можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Река Осетр
Река Осетр
Река Осетр

Река Осетр берет начало западнее города Венева. Он течет по равнине в восточном направлении, а миновав  город Серебряные Пруды, меняет свое течение на северное. Делая большие многочисленные петли, прорезая в нижнем своем течении отроги Средне-Русской возвышенности, Осетр впадает в реку Оку по правому берегу выше города Коломны.

Длина реки Осетр около 120 км.

Осетр протекает по лесостепной полосе, по равнине,  поэтому берега (за исключением низовья) невысокие, луговые и полевые.

Привлекает туристов и извилистость русла и быстрота течения в низовье благодаря тому, что река зажата высокими каменистыми, не лишенными красоты холмистыми берегами, отдельные высотки кото­рых поднимаются на 40 м  над уровнем реки.

Осетр проходим во все месяцы, однако, когда спадает паводок и при медленных водах обнажаются небольшие перекаты и быстрины в нижнем течении реки, плавание становится приятнее и острее.

В начале маршрута река имеет ширину  в пределах 10 м, глубину 0,6 м.  В нижнем течении (после Зарайска) ширина реки достигает, 20-30 м, а глубина до 4 м.

Для ночных стоянок следует использовать места с дубравам на берегу, подходящими близко к воде:

  • лес на правом берегу большой излучины за деревней Ливадия (около  15-16 км от начала маршрута) то есть от города Серебряные Пруды;
  • довольно значительная прибрежная полоса на, левом берегу сразу же за большим населенным пунктом Большие Бельничи (около 38 – 40 км от начала маршрута). Эта лесная полоса с небольшими разрывами тянется на берегу на 8-10 км;
  • лесок на левом берегу излучины напротив деревни Карманово (около 55 – 58 км);
  • лесок на правом берегу в 4 – 5 км ниже деревни Протекино (88 – 90 км);
  • значительные перелески ниже деревни Горное (98 – 100 км).

До и после Зарайска (около 70 км от начала пути), на протяжении около 15 км берега особенно оголены.  Этот участок надо проходить днем.

На всем маршруте встречается одна плотина ГЭС (перед Зарайском), которую следует обнести. Кроме того кое-где встречаются низкие мостки и старые сваи в русле от сгнивших и разобранных мостов.

В самом устье реки Осетр поперек русла поставлена баржа, которая используется для наплавного моста – требуется обнос.

Маршрут по реке Осетр начинается от города Серебряные Пруды – то же название имеет станция Павелецкой железной дороги – 176 км от Москвы. От станции до реки 2 км. Собирать байдарки следует ниже город­ского автогужевого моста, чтобы избегать его обноса.

Заканчивать маршрут можно у пристани города Коломны на реке Оке (не доходя до Окских мостов) откуда до станции Голутвин ходят рейсовые автобусы. Протяженность маршрута 135 км,  из них 16 км по реке Оке. По Оке ходят пароходы, теплоходы и катера типа “Ракета”, поэтому  не следует выходить на судовой фарватер,  но одновременно необходимо остерегаться береговой волны.

Описание похода по реке Осетр смотри Здесь.

Интересные ссылки:

  1. Река Осетр, достопримечательности, памятники природы и прочие объекты

Любителям путешествовать. Личный опыт различных поездок

Яндекс.Метрика