Бассейн реки Волги

Волга одна из крупнейших рек России. Площадь ее бассейна составляет 1 361 000 км². Бассейн реки Волга объединяет порядка 66,5 тыс. различных рек. Так как данный справочник описывает реки Подмосковья, то мы рассмотрим только следующие водоемы:

Реки Гжать и Вазуза
Река Гжать
Река Гжать

Река Гжать – правый приток Вазузы, которая является, в свою очередь правым притоком Волги – берет свое начало южнее города Гжатска. После Гжатска река течет в северо-западном направлении и впадает в Вазузу примерно в 50 км выше ее устья. Длина реки Гжати – 110 км.

Реки Гжать и Вазуза протекают почти по безлесной и плоской равнине. Вдоль берегов реки Гжати совсем нет лесов, не везде по берегу можно встретить даже обычные для степных рек прибрежные заросли ивняка. Лишь перед Большим Никольским (около 30 км   от устья) на берегу Гжати встретится небольшой перелесок. Стоянки на реке Гжати возможны только открытые, не обеспеченные ни зеленью, ни дровами. Дрова нужно собирать по пути и возить с собой. По берегам часты населенные пункты, через русло во многих местах перекинуты лавы и мостики.

Дно реки преимущественно песчаное, берега сухие. Плотин нет. Ширина реки около 10 м у города Гжатска и около 30 м у устья. Глубина в летнее время 20 – 70 см.

Река Вазуза течет в более высоких и слегка, холмистых берегах кое-где покрытых слабыми перелесками. На берегах Вазузы возможно подыскать подходящее место для стоянки, легче с топливом для костра. Ширина реки не превышает 30 м, она несколько сужена берегами. Дно песчаное, местами щебенистое. Под пролетами моста Рижской железной дороги, имеются нагромождения из камня и железа. Проходить на байдарке надо у левого берега. На реке Вазузе между устьем реки Гжати и Волгой плотин нет.

Маршрут по реке Гжати начинается от города Гжатска Белорусской железной дороги (180 км от Москвы) и заканчивается в городе Зубцово – Рижской железной дороги. Протяженность маршрута около140 км, из них около 90 км по реке Гжати и около 50 км по реке Вазузе.

Маршрут можно продлить по Волге от города Зубцово до города Калинина, то есть пройти еще около 160 км. Волга на этом участке является значительной рекой, ее ширина до 90 м у города Зубцова и до 130 м у города Калинина. Однако глубина реки не столь велика и не превышает 25 см на перекатах, которых между городами Зубцов и Калинин девять.

Берега Волги у Ржева высокие, холмистые, постепенно снижаются к городу Калинину.

Лесами берега Волги не очень богаты, много открытых мест, особенно в районе таких больших населенных пунктов, как города Зубцов, Старица, Калинин. Однако перелески и даже леса во многих местах надолго обрамляют голубую ленту Волги, много живописных и красивых мест, нетрудно найти хорошее место для туристической стоянки.

Русло Волги и ее берега преимущественно щебенистые, песчаных пляжей мало.

Возвращение из города Калинина электричкой.

Река Тьма
Река Тьма
Река Тьма

Река Тьма – левый приток Волги, берет начало на возвышенностях равнины, простира-ющейся к северу от города Ржева, течет на восток, а после города Высокого несколько от-клоняется к северу. На некотором протяжении Тьма течет параллельно Волге, севернее ее, потом по¬ворачивает на юго-восток и вскоре сливается с Волгой в 16 км выше города Кали-нина. Длина реки – 140 км.
Тьма протекает по лесистой равнине, в слегка холмистых берегах. Река живописная, много хороших и красивых мест для туристских стоянок.
Селений на берегах мало. Дно реки, местами глинистое, местами песчаное. Река мало-водна, уже к концу июня или к началу июля во¬да спадает настолько, что даже на байдарке на целом ряде участков пройти не удается. Это обстоятельство ограничивает туристскую цен-ность и возможность реки Тьмы, хотя она живописна и красива.
На Тьме, в пределах возможного маршрута имеются 4 плотины, точное расположение которых неизвестно.
Маршрут начинается от города Высокое и заканчивается в городе Калинине – 96 км (т.е. 80 км по реке Тьме и 16 км по Волге).
Маршрут можно удлинить, пройдя по Волге ниже Калинина до города и станции Ново-Завидово еще 70 км. На этом маршруте Волга широкая (до 300 м) с большим количеством песчаных отмелей, широкой луговой поймой, которая прерывается лесами и перелесками.
Пройдя поселок Лисицы, где расположена туристская база “Лисицкий Бор” Волга за-метно расширяется, в русле много песчаных островков. У поселка Видигово ширина Волги 1,5 км, у деревни Горки 2 км. Здесь на левом берегу много леса, хорошее место для стоянок.
Немного ниже деревни Слобода Волга образует два рукава: один из них, северо-западный (правый по ходу) ведет в Ногинское водохранилище, а второй – юго-восточный – (собственное русло Волги) ведет к Волжскому водохранилищу. Этими рукавами образован большой остров, на западном конце которого есть заливчик и лесок – возможное место стоян-ки. Для туристов, направляющихся в Ново-Завидово надо плыть по правому рукаву, чтобы остров остался слева. Это сокращает путь. 3ападнее этого рукава начинается Ногинское во-дохранилище – его восточная часть. На горизонте будет видна дамба (насыпь) Ленинградского шоссе. Нужно пройти под мостом.
Перед второй земляной дамбой, по которой проложены пути Октябрьской железной до-роги (пересекающей все Ногинское водохранилище) на правом берегу начинается город Ново-Завидово. Войдя в заливчик через железнодорожную дамбу можно очень близко по воде подойти к железнодорожной станции Ново-Завидово.

Река Тверца
Река Тверца
Река Тверца

Верховье реки Тверцы после окончания строительства Вышневолоцкой водной системы соединено каналами с реками Цной и Мстой. Тверца течет сперва немного на восток у станции Осеченка Октябрьской железной дороги очень близко подойдя к полотну она поворачивает на юг и длительно течет в этом направлении. Несколько южнее города Торжка река Тверца меняет свое направление на восточное и так течет до города Калинина.

Обогнув Калинин с севера и востока, Тверца впадает в Волгу в пределах восточной части города. Длина реки около 200 км. Тверца спокойно течет по лесистой равнине в сравнительно высоких и холмистых берегах, делая широкие петли.

На берегах реки в верхнем и среднем течении много леса, мало населенных пунктов. Берега и дно суглинистые с примесью гальки и щебня. Песчаных отмелей почти нет, они кое-где появляются только ниже города Торжка. Кое-где встречаются небольшие щебенистые перекаты-быстрины.

Значительная заселенность реки Тверцы и обеднение берегов лесами начинается в нижнем ее течении после пересечения Тверцы с Ленинградским шоссе (около Медное – 37 км до устья).

После второго железнодорожного моста, когда река уже вступает в пригородную зону Калинина (последние 10 км) берега совсем очищаются от леса, а населенные пункты следуют один за другим.

Здесь на реке можно встретить катера местного сообщения, обслуживающие жителей пригорода. Но это обстоятельство не должно омрачать туриста – финиш в зоне большого, тем более областного города в таких условиях является обычным.

На участке Медное – Калинин среди хвойных рощ во многих местах разместились пионерские лагеря и дома отдыха.

Можно начинать маршрут от Вышнего Волочка, однако первые 10-12 км надо будет пройти частично по каналу в пределах города (нужно обнести один бейшлот), потом двигаться по участку реки Тверцы с очень грязной и застойной водой. Поэтому лучше начинать маршрут от станции Осеченка Октябрьской железной дороги, от которой Тверца отстоит не более чем на 1,5 км. На реке ближайшая к станции деревня – Тверестянка.

По реке Тверце можно совершить несколько вариантов байдарочных походов.

Полный маршрут и два сокращенных, которые можно пройти в первомайские праздники – 3-4 дня.

  1. Станция Осеченка (деревня Тверестянка) – город Калинин – около 175 км.
  2. Станция Осеченка – город Торжок – 90 км.
  3. Город Торжок – город Калинин – 85 км.

Из последних двух укороченных маршрутов первый по верхнему и среднему течению Тверцы более интересен, так как проходит по более живописной и лесистой части реки.

Если начать маршрут от города Вышнего Волочка, то маршрут удлиняется на 20 – 25 км.

К исходным пунктам: городу Вышний Волочек, станции Осеченки, городу Торжок следует ехать поездом по Октябрьской железной дороге.

От реки до вокзалов городов Торжок и Калинин довольно далеко (4-5 км). Надо добираться на автомашинах.

Реки Орша и Созь
Река Орша и Созь
Река Орша и Созь

Эти две небольшие реки являются левыми притоками Волги на участке между Калининым и Иваньковской плотиной. Устья рек Орша и Созь значительно удалены друг от друга. Устье Орши находится в 2 км ниже Калинина, а устье Сози (после сооружения плотины впадающей в Волжское водохранилище) в 30 км от Иваньковской плотины. Вытека­ют эти реки из Оршинских озер: Орша из озера Оршино и течет сперва в западном направлении, а Созь – из озера Великого и течет на юго-восток.

Озеро Оршино не связано протокой с другими озерами обширных Оршинских болот – Светлым, Щучьим, Глубоким и Великим, которые связаны между собой протоками, но от реки Орши, от ее восточной излучины в сторону озера Светлого прорыт осушительный канал, названный Денисовским по названию деревни, вблизи которой он отходит от реки Орши на восток.

Этот канал, однако, не доходит до озера Светлого – оставлена перемычка шириной около 1,5 км (возможно из-за значительной разницы воды в озере и канале). Таким образом, преодолев этот небольшой волок, можно совершить на байдарке так называемую Оршинскую кругосветку. В предлагаемом маршруте за исходный пункт можно принять город Калинин, а за конечный – город Ново-Завидово.

Этим маршрутом предусматривается прохождение небольшого участка Волги от Калинина до села Оршино, преодоление Орши (вверх по реке) до деревни Денисово, продвижение по Денисовскому каналу до его конца, преодоление волока длиной 1,5 км от канала до первого озера Светлого, прохождение всех 4-х озер с запада на восток, выход в реку Созь и спуск по реке до Волжского водохранилища.

Как в начальной части маршрута, так и в конечной возможны следующие варианты:

В начальной части маршрута можно исключить продвижение по Волге и вверх по Орше, добравшись от Калинина до Денисова на случайной автомашине по проселку.

Этот вариант, однако, таит трудности, как в подыскании автомашины, так и в езде по проселку протяженностью около 25 км. Возможен также вариант прохода от деревни Денисово по реке Орше с верха (вниз по реке) для чего следует от станции Калинина доехать рейсовым автобусом (обычно перенолненным) до поселка Славное, расположенного на реке Орше выше деревни Денисово.

Следует отметить, что река Орша от Славного до Денисово мелководна и проходима только при высокой воде (после паводка).

Варианты окончания маршрута могут быть следующие:

  • пройдя устье реки Сози, плыть на байдарке по Волжскому водохранилищу до Иваньковской плотины, то есть до станции Большая Волга Савеловской железной дороги;
  • пройдя устье Сози – вверх по Волжскому водохранилищу до станции Ново-Завидово Октябрьской железной дороги;
  • пройдя по реке Созь до пристани (она находится на Сози выше устья в 12 – 13 км от водохранилища) воспользоваться катером местного сообщения и дойти на нем до Иваньковской плотины.

Самым трудным участком на маршруте является переброска байдарок через дамбу в старый Денисовский канал, продвижение по этому каналу до его конца и осуществление волока по заболоченному лесу до озера Светлого. На этом участке следует иметь в виду следующее:

  • примерно в 1-м км от деревни Денисово выше по каналу находится мост узкоколейной железной дороги. Вскоре за мостом имеется удобное и сухое место для ночной стоянки. Им следует воспользоваться, так как дальше по пути будет заболоченная местность вплоть до озера Светлого. Лесистые берега озера сухие, на них можно обосноваться лагерем. Примерно в 8 км от деревни Денисово начинается старый Денисовский канал, сопрягающийся с новым под острым углом слева по ходу. Место сопряжения канала отмечено водопадом двухметровой высоты (русло старого Денисовского канала выше нового). Здесь требуется перетащить байдарки через дамбу, разделяющую канал;
  • на протяжении первого километра пути старый канал пролегает по заболоченной луговине, русло самого канала сильно заросло осокой и кустарником (видимо давно не расчищался) продвижение байдарок затруднительно, весла приходиться использовать как шесты. Канал трудно просматривается, потом при вхождении канала в лес русло его становится приметнее. В летние месяцы, по-видимому, канал пересыхает;
  • когда по каналу байдарки дойдут до просеки бывшей высоковольтной линии электропередачи, на которой мачты уже повалены временем – здесь надо переходить на волок. Идти надо на север, по компасу. В лесу много троп, ведущих к озеру Светлому, поэтому, полезно выслать разведку. Волок через заболоченный лес около 1,5 км.

Продвигаться по озеру Светлому следует по восточному его берегу и внимательно прослеживать протоку. Она должна быть в северо-восточном углу озера.

Протока перекрыта земляной плотиной, сквозь которую пропущена труба для водослива. Поэтому протока со стороны озера плохо просматривается. Здесь предстоит сделать обнос плотины, чтобы выйти в протоку, ведущую на озеро Щучье. Протока хорошая, глубокая, но берега топкие, пересекают болота. Берега озера Щучьего заболочены, однако, на северном его берегу, среди леска находится одинокая избушка. Здесь живет сторож торфоразработок, здесь можно, в крайнем случае, переночевать.

Протока на озеро Глубокое находится в северо-восточном углу озера, легко обнаруживается.

Озеро Глубокое связано с озером Великим двумя широкими протоками. Надо двигаться по южной протоке, для чего следует держаться южного берега озера Глубокого. Перед входом в озеро Великое, на левом северном берегу протоки имеются хорошие места для стоянок. Там расположена деревенька.

Южные берега озер Глубокого и Великого заболоченные и открытые, северный – сухие и лесистые, там есть населенные пункты.

Плыть по озеру Великому надо вдоль южного берега, так как река Созь выходит из его юго-восточного угла. Созь не очень просто и легко обнаружить, ее следует поискать среди береговых зарослей осоки и тростника. Река Созь на протяжении первых 15 км (до моста у деревни Быково), течет сильно петляя среди болотистой открытой местности. Мест для стоянок нет. После деревни Ямки и Ильино река входит в леса. Почти не заселенные леса тянутся до поселка Харитоново (на протяжении 15 км). Река извилистая и красивая.

На реке Сози две земляные, легко проходимые плотины. В поселке Первомайском низкий мост, а в 5-ти км ниже находится пристань, откуда идут катера к Иваньковской плотине. Уже перед поселком Поповским Созь сильно расширяется.

Протяженность маршрутов:

Город Калинин – город Ново-Завидово                                                   – 200 км

из них по Волге                                                                            около   22 км

вверх по Орше                                                                               – 45 км

по Денисовскому каналу                                                             – 12 км

по озерам и протокам                                                                     – 24 км

по реке Сози до поселка Поповского                                         – 40 км

по реке Сози до поселка Устье                                                    – 14 км

Итого до Волжского водохранилища около – 157 км.

Окончание маршрута возможно по трем вариантам:

  • по Волжскому водохранилищу до Иваньковской плотины   – 30 км
  • вверх по Волге до города Ново-Завидово – 40 км
  • до города Конаково около 15 км

Так же возможно байдарочную часть маршрута закончить у пристани на реке Сози и продолжать путь на катере до Иваньковской плотины (станция Большая Волга Савеловской железной дороги).

Путь от деревни Денисово до пристани на реке Сози (85 – 90 км) проходят за 4 дня.

В летние месяцы, по-видимому, Денисовский канал пересыхает и сильно мелеет. Практически уже от деревни Денисово туристы на байдарках или лодках вынуждены начинать волок, который измеряется в 12-15 км.

Настоятельно рекомендуется в деревне Денисово узнать у местных жителей обстановку на каналах, то есть уровень воды в них, и в зависимости от этого принимать решение.

Транспорт: Подъезд к исходному пункту – городу Калинину электропоездом с Ленинградского вокзала.

Выезд или по Савеловской железной дороге (от станции Большая Волга) или по Октябрьской железной дороге от станций Конаково или Ново-Завидово.

Река Медведица
Река Медведица
Река Медведица

Река Медведица – левый приток Волги, она берет начало северо-восточнее от Спирово Октябрьской железной дороги, течет, делая крупные изгибы в юго-восточном направлении до устья ее правого притока Кулаки.

Здесь Медведица меняет общее свое направление на восточное, делает крупную излучину к северу и приняв левый приток реку Яхрому, резко поворачивает почти на юг. Впадает Медведица в Волгу между городами Кимры и Калязин. Длина Медведицы около 270 км.

Вследствие трудных подходов к реке в ее верхнем течении, (или нет хороших дорог, или нет движения пассажирского транспорта) можно рекомендовать начинать маршрут от села Городок, лежащего на авто шоссе Калинин – Ремешки. По этому шоссе имеется регулярное движение автобусов.

У села Городок Медведица уже достаточно широкая (15 – 20 м). Она течет в холмистых песчано-суглинистых берегах, поросших преимущественно сосняком. С местами для стоянок затруднений нет. На берегах мало поселений. В нижнем течении река очень живописна, на ее берегах много лесов, и красивых уголков.

В самых низовьях (ниже деревни Мальчиково) сказывается подпор воды Волги. В этих местах Медведица постепенно уширяется и заливает свою пойму, достигая в ширину нескольких сот метров.

В нижнем течении река глубокая, примерно от поселка Верхней Троицы и до устья.

В среднем течении от начала маршрута (поселок Городок) до поселка Троицы река после паводка быстро мелеет и уже в июле месяце обнажаются песчаные отмели, мешающие нормальному продвижению байдарок. Во многих местах требуется проводка байдарки без гребцов.

На маршруте встречаются две плотины:

  • первая в районе села Медведица;
  • вторая у села Верхняя Троица (105 км от начала маршрута).

Протяженность участка реки от села Городок до устья   – 165 км.

Транспорт: К исходному пункту – селу Городок нужно вначале ехать электропоездом до Калинина (168 км), далее рейсовым автобусом.

Маршрут можно закончить в трех местах (начинать от села Городок):

  • у станции Скнятино Савеловской железной дороги – 180 км.
  • у города Кимры (станция Савеловской железной дороги) – 210 км
  • у города Калязина Савеловской железной дороги               – 200 км
Река Лама
Река Лама
Река Лама

Река Лама до образования Волжского водохранилища (Иваньковского) являлась правым притоком реки Шоши. Теперь Лама впадает в Шошинское водохранилище, которое является составной частью Волжского водохранилища.

Лама берет свое начало юго-восточнее города Волоколамска, течет сначала в северо-западном   направлении, а после села Ярополец меняет свое направление на северо-восточное.

Общая длина реки Ламы 150 км, для прохода байдарок – 120 км. Река Лама, прорезая западные отроги Калининско – Дмитровской гряды, вначале течет, сильно петляя в узкой безлесной долине с высокими изрезанными берегами, сильно заселенными и застроенными.

В верхнем течении, до села Тишково, река узкая не превышает 3 – 4 м и мелководная, засоренная хворостняком и изобилующая перекатами.

После села Ярополец река течет по более широкой долине, но в высоких берегах, обрамленных смешанным лесом, который, однако, подходит близко к реке.

Русло реки становится менее извилистое и излучины часто разрываются длинными сопряжениями. Река становится широкой – 40 – 60 м.

После впадения в Ламу ее правого притока реки Яузы (село Сенцово) река становится широкой – около 30 – 50 м, полноводной, ее воды спокойно текут в высоких берегах, покрытых лесом. Вниз от села Сенцово по Ламе ходят катера.

В нижнем течении Ламы, примерно от поселка Дор до поселка Сенцово производится молевой весенний лесосплав. Ниже поселка Сенцово сплава нет. На участке сплава на дне реки встречаются топляки.

В верхнем течении реки от станции Волоколамск до станции Ярополец мест для стоянок нет. На участке от Яропольца до поселка Дор места для ночной стоянки можно найти с трудом. И только ниже поселка Дор (после впадения правого притока – Большой Сестры) – мест для стоянок можно встретить достаточно.

На Ламе имеются искусственные препятствия:

  1. Небольшая плотина вблизи станции Волоколамск, начинать маршрут следует ниже плотины по течению.
  2. Многочисленные кади на участке реки от станции Волоколамск до деревни Тишково и два моста с засоренными корягами пролетами.
  3. Три плотины:
  • у поселка Смычка (фабрика им. Ленина), обнос по левому берегу;
  • за селом Ярополец, обносится по правому берегу;
  • плотина между деревнями Шубино и Власово, обносить по левому берегу.

После плотин, как правило, река мелководна, встречаются мели.

  1. Четыре запани у деревень Матюшкино, Максимово, Селенучье и Сенцово.

Первые три запани, после спада весенних вод, обычно бывают заполнены лесом и легко проходимы с помощью подтопления одного из звеньев запани. Последняя запань держит лес до более поздних весенних стоков, а в мае месяце возможно застать молевой лес перед запаньей на 800-1000 м.

По реке Ламе возможны следующие маршруты:

При большой воде (вскоре после паводка или летних ливней) полный маршрут от станции Волоколамск до дома бакенщика “Кабаново”, расположенного уже в зоне Шошинского водохранилища                                                                                   – 130 км.

  1. При маловодье сокращенный марщрут от поселка Смычка или от села Ярополец, начиная маршрут после плотин.

Протяженность маршрутов:

от Смычки до Кабаново                                    – 105 км

от Яропольца до Кабаново                                            – 90 км

Все маршруты заканчиваются в зоне Шошинского водохранилища, западная часть которого усеяна многочисленными островами, мелководна, а летом сильно зарастает камышом и осокой. После деревни Павельцево следует держаться фарватера, закрепленного бакенами. Чтобы не сбиться с правильного направления и не попасть на фарватер реки Шоши, следует все время двигаться в северо-восточном или восточном направлении.

Транспорт: Подъезды и выезды: До станции Волоколамск – электричкой.   Река Лама протекает в 500 м от станции.

При начале маршрута от поселка Смычка или поселка Ярополец необходимо доехать до этих пунктов на рейсовых автобусах, которые идут от станции до города и от города до поселков Смычка или Ярополец.

От конечного пункта (домика бакенщика “Кабаново”) следует пешим ходом добираться до деревни Козлово – 3 км. От Козлово до железнодорожной станции Завидово Октябрьской железной дороги ходит рейсовый автобус.

Байдарочный маршрут можно закончить несколько дальше “Кабанова”, у поселка Ново-Завидово. Перед железнодорожной дамбой имеется залив, двигаясь по которому можно подойти почти к самой станции Завидово.

В этом случае водный маршрут увеличивается на 15 км и от воды до станции не более 200 м.

Река Дубна
Река Дубна
Река Дубна

Река Дубна – правый приток Волги самая большая река на севере Подмосковья. Ее длина 170 км. Дубна берет свое начало северо-восточнее города Загорска в отрогах Клинско-Дмитровской гряды, течет в северо-западном направлении, делая две большие петли и меняя направление с западного на северное и впадая в Волгу ниже города Дубны (ниже Иваньковской плотины).

Река Дубна очень своеобразна и на значительной части, протекая по протяженной болотистой низине, напоминает реки Полесья.

Путешествие можно начинать от шоссейного моста севернее деревни Ченцово. Здесь река достаточно полноводная и глубокая. Первые 5 – 6 км после моста река течет в сравнительно высоких берегах далее, ниже города Константинова река вступает в обширную заболоченную низину и течет в северном направлении (10 км) среди низких берегов. В ряде мест река искусственно спрямлена, напоминая канал. Река широкая 20 – 30 м и глубиной до 1 м. Такой характер река имеет до впадения в нее правого притока реки Сулоти, примерно на протяжении 15 – 17 км. Здесь стоянки совершенно исключены.

Ниже устья Сулоти Дубна становится более извилистой, но и здесь имеют место прямолинейные участки. Правый берег более низкий, заболоченный, более открытый, поросший вдоль воды ивняком, левый берег высокий, лесистый. Среди ольхи и осины, белеют стволы берез. После впадения Сулоти вода в Дубне становится желтой, так как Сулоть вытекает из мощных болот и несет воды, подкрашенные гумусом. Такой вид река имеет до деревни Окаемово, примерно на протяжении еще 15 – 17 км после устья реки Сулоти.

Ниже деревни Окаемово (которое с воды не видно) берега реки постепенно повышаются, заболоченность исчезает, лес разрежается, река принимает внушительный вид, ширина 30 – 40 м, глубина 2 и более метра. Ниже села Нушполы (примерно в 9 – 10 м от деревни Окаемово) берега становятся безлесными. Здесь плохо с дровами, места мало привлекательны, лучше их проходить без остановки, тем более, что участок этот не так велик (6 – 8 км).

После деревни Сущево (от Нушполы около 9 – 10 км) Дубна протекает в высоких песчаных берегах среди заповедного леса.

На коротком участке река Дубна принимает три левых притока: реку Велю, реку Ветелку и реку Якоть, из которых Веля – сплавная река. По ней гонят дрова для фарфорового завода в городе Вербилки. Эти места на протяжении почти 20 км особенно красивы, и здесь целесообразно организовывать дневки (особенно ближе к устью реки Якоть). Здесь также много хороших мест для купания.

В районе города Вербилки берега оголены. Ниже Вербилок на Дубне встречаются мели и перекаты. В русле в отдельных местах встречаются валуны и мощные заросли тростника и осоки, а берега местами с валунами и галечными включениями.

В нижнем течении Дубны в русле попадаются островки, но хороших мест для стоянок мало.

Искусственные препятствия на реке Дубне:

  1. Старая разрушенная плотина, примерно в 3-х км ниже шоссейного моста у деревни Ченцы, требуется обнос.
  2. Остатки свай старого моста перед существующим новым мостом у деревни Константиновка.
  3. Запань за городом Вербилки у фарфорового завода, требуется обнос.
  4. Старые сваи под железнодорожным мостом Савеловской железной дороги.
  5. Плотина с центральным водосливом (проходима с соблюдением осторожности и предварительного обследования – в водосливе могут быть застрявшие дрова и коряги). Плотина в 1 км от железнодорожного моста.
  6. Разрушенная плотина у деревни Глинки, примерно в 6 км ниже железнодорожного моста, обнос делать по правому берегу (50 м).

Естественные препятствия на реке Дубне:

  1. Несколько песчаных отмелей в русле реки ниже города Константинова, они появляются при меженной воде во второй половине лета.
  2. Каменистая отмель перед городом Вербилки.
  3. Между запанью у фарфорового завода и железнодорожным мостом Савеловской дороги имеется протяженный каменистый перекат с крупными валунами в реке. Течение слабое. При низкой воде перекат не проходим, проводка вдоль левого берега.
  4. Ниже обеих плотин – мелководные участки и щебенистые перекаты.
  5. 3а деревней Тарусово (10 км ниже железнодорожного моста) большая песчано-гравийная, сильно заросшая тростником и осокой мель.
  6. Напротив деревни Стариково (7 км выше устья Сестры, левого притока Дубны) – большой каменистый перекат.

В половодье все перекаты скрываются под водой.

Можно рекомендовать следующие маршруты:

  1. От деревни Федорцево, расположенной на реке Сулоть до города Вербилки – 65 км, (из них по реке Сулоть и озеру Заболотскому около 9 – 10 км). На реке Сулоти между озером и устьем небольшая плотина.
  2. При полой воде (конец апреля – начало мая) маршрут от города Вербилки до станции Техника на железнодорожной ветке Дубна – Вербилки – 45 км. В этом случае дойдя по Дубне до впадения в нее левого притока Сестры, нужно подняться вверх по Сестре до пересечения ее каналом им. Москвы (около – 3 км).
  3. От поселка Ченцы до Вербилок – 85 км или от поселка Ченцы до станции Техника – 130 км (не забывая, однако, о заболоченности берегов на участке Константиново – Окаемово). Начиная маршрут от деревни Ченцы следует его разнообразить заходом в озеро Заболотское (вверх по Сулоти около 4 км), которое представляет собой пример реликтового ландшафта древне-геологической эпохи. На озере много дичи, а в реке Сулоти водятся бобры. Озеро зарастает.

Транспорт: С Ярославского вокзала до Загорска на электричке, далее рейсовым автобусом или до реки Дубны (за поселком Ченцы), или до деревни Федорцево. Длина автобусного пути до реки Дубны – 28 км, до деревни Федорцево – 45 км.

Выезды со станции Вербилки и со станции Техника поездом по Савеловской железной дороге. В обоих случаях подходы до станции от воды около 1 км.

Река Нерль Волжская
Река Нерль Волжская
Река Нерль Волжская

Река Нерль – правый приток Волги, вытекает из озера Сомино и течет в северо-западном направлении сначало в заболоченных местах, а потом после деревни Копнино в холмистых, очень живописных, покрытых лесами берегах и впадает в Волгу ниже города Калязина. Длина реки – 110 км.

Нерль очень извилистая в своем верхнем течении, постепенно к устью спрямляется, становится полноводной, а ниже поселка Нерль река становится судоходной.

Верховье реки мало заселено, однако, после деревни Святово количество населенных пунктов сильно увеличивается.

Поскольку после деревни Копнино река вступает в зону лесов, удобные места для ночных стоянок можно без труда найти среди живописной природы.

На реке ниже деревни Святово, а также ниже деревни Григорово находятся многочисленные песчано-каменистые мели и перекаты, которые тянутся цепочкой на 2-4 км. На перекатах скорость течения реки достигает 6 км в час.

Озеро Сомино, вытянутое по форме, из которого вытекает Нерль соединено с Плещеевым озером рекой Вексою длиной около 3 км. Берега озера и реки Вексы заболочены, на реке Вексе имеется несколько заколов и местами речка засорена корягами.

Озеро Плещеево несколько вытянуто по форме, имеет наибольшую длину около 10 км, а ширину около 8 км. Восточные берега озера пологие, частично заболоченные и безлесные. Западные, северо-западные и северные – лесистые. Озеро очень мелкое в юго-восточной части, достигает глубины 25 см в северо-западной части. Поскольку озеро открыто с большинства сторон и подвержено ветрам, на озере часто возникают сильные волнения.

Река Векса вытекает из северо-западного участка озера.

У истока Вексы стоит хутор – он может служить ориентиром.

Плещеево озеро лучше обходить по восточному берегу, двигаясь к истоку реки Вексы от Переяславль-Залесского. Исток Вексы легче обнаруживается при подходе к нему с востока. Кроме того, после деревни Криушкино имеются хорошие лесистые места для ночной стоянки.

Это важно иметь в виду, учитывая заболоченность берегов Вексы, озера Сомино и истоков Нерли.

Маршрут начинается от города Переславль-Залесского, который стоит на берегу озера Плещеева при впадении в него реки Трубеж и первые километры пути проходят по реке Трубеж. Далее путь следует по восточному берегу Плещеева озера (12 км), потом по реке Вексе (12 км), затем по озеру Сомино (3 км) и, наконец, по реке Нерль.

Заканчивать маршрут можно или в устье реки Нерли вблизи станции Скнятино Савеловской железной дороги или в городе Калязине, дойдя от устья Нерли, до города по Волге – 30 км.

Длина маршрута от Переславль-Залесского до Скнятино – около 140 км, а до города Калязин – около 170 км.

На маршруте имеются искусственные препятствия:

  1. Мост-водосброс на реке Вексе несколько ниже города Усолье (не доходя до озера Сомино).
  2. Плотина на реке Нерль ниже деревни Комнино.
  3. Мост с перекатом у деревни Святово, приходится проходить слева под вторым пролетом.
  4. Плотина и мельница ниже деревни Григорово. Обнос по правому берегу.
  5. В летние месяцы река Нерль сильно мелеет и зарастает, поэтому в июле – августе и в засушливое лето путешествовать по ней нельзя.

Транспорт: К исходному пункту – городу Переславль-Залесскому добираться электричкой по Ярославской железной дороге до станции Берендеево (140 км) далее рейсовым автобусом до города (21 км). Возвращаться из конечного пункта – станции Скнятино или от города Калязин на поезде по Савеловской железной дороге.

Возможно водное путешествие и по значительному по протяженности левому притоку Нерли – реке Кубрь с выходом затем у деревни Григорово в Нерль.

Путешествие следует начинать от деревни Новой, расположенной на Ярославском шоссе на 46-м км от города Загорска.

Длина маршрута от деревни Новой по реке Кубрь и по низовью Нерли до станции Скнятино составляет около 140 км, из них по реке Кубрь около 65-70 км. По протяженности он равен маршруту по Нерли и озерам от Переславль-Залесского.

Река Кубрь течет сначала в равнинных берегах, а потом в холмистых. На берегах много леса, есть места для стоянок. В русле реки Кубрь много валунов. Кубрь можно проходить только в половодье, в летнее время эта река не проходима.

На реке Кубрь, на протяжении его 65 км много плотин (6-8 штук).

 

Любителям путешествовать. Личный опыт различных поездок

Яндекс.Метрика